Главная » SpecNews » 30 лет со дня страшнейшей железнодорожной катастрофы в Улу-Теляке: Воспоминания очевидцев о том, как это было

30 лет со дня страшнейшей железнодорожной катастрофы в Улу-Теляке: Воспоминания очевидцев о том, как это было

4 июня 1989 года на территории Иглинского района на перегоне Улу-Теляк – Аша Куйбышевской железной дороги произошла крупнейшая в СССР железнодорожная катастрофа, в которой погибли 575 человек (а по некоторым данным 645), в том числе 181 ребенок. Еще 600 человек пострадали, оставшись инвалидами или получив ожоги.

Катастрофа произошла в момент прохождения во встречных направлениях двух пассажирских поездов – №211 «Новосибирск – Адлер» (20 вагонов) и №212 «Адлер – Новосибирск» (18 вагонов) – в которых в общей численности ехали 1 284 пассажира и 86 членов поездных и локомотивных бригад. На проходящем рядом трубопроводе произошла утечка. Газ скопился в низине. Воспламенение привело к мощнейшему взрыву и крушению.

Известно, что машинисты поездов сообщили диспетчерам о сильной загазованности на перегоне, но они не придали значения этому. В результате в 1:15 по местному времени во время встречи двух поездов прогремел мощный взрыв газа и вспыхнул огромнейший пожар. По некоторым данным, пожар охватил территорию в 250 гектаров. Ударной волной с железнодорожных путей было сброшено 11 вагонов, из которых 7 полностью сгорели. В радиусе 12 километров от эпицентра пожара в домах выбило стекла, элементы обшивки пассажирских вагонов разлетелись на 6 километров.

Сегодня исполняется 30 лет со дня этой трагедии, но свидетели того кошмара до сих пор помнят ужас происходящего.

Неподалеку от Улу-Теляка располагаются садовые домики – в то время многие участки как раз обустраивались, и их владельцы прекрасно помнят, что тогда произошло. Своими воспоминаниями они поделились с информагентством UfacityNews.ru.

«Тогда, в субботу, мы привезли стройматериалы для строительства дома на участке, как раз занимались разгрузкой», – вспоминает Иван Андреевич Щ., чей участок располагается в близлежащем поселке Кудеевский. «Ночью прогремел страшный взрыв, зарево было гигантским, до неба. Люди тогда подумали, что началась атомная война – никто не мог предположить ничего другого. Утром многие побежали на станцию, на электричку, чтобы ехать в город. Но электрички не ходили. На станции был телефон, и только тогда люди узнали, что произошла страшная авария. Пути перекрыты, электрички не ходят. Стали возвращаться назад». 

Очевидцы утверждают, что запах газа ощущали на своих участках в пятницу вечером, накануне катастрофы. Очевидно, утечка действительно была достаточно сильной.

«Мы с братом вышли к станции в воскресенье утром, чтобы уехать в город», – продолжает другой владелец участка. «Над головой постоянно летали вертолеты, сновали туда-сюда – такого не было никогда раньше, но мы в тот момент еще не понимали, что произошло. На станции увидели тепловоз, который шел по встречным путям. Машинист кричал собравшимся на станции, что электрички не будет, дальше на путях авария, и надо идти на трассу. Мы пошли пешком к трассе. Там остановили грузовую ГАЗель. В кузове были раненые – парень с девушкой. Они не были пассажирами тех поездов, это были местные жители, которые катались на мотоцикле вблизи от путей в тот злополучный вечер. Их зацепило взрывной волной. У них обоих было что-то с ногами, но они были в сознании».

Так как раненых было очень много, их распределяли по степени серьезности травм. Наиболее тяжелых пострадавших отвозили в уфимские больницы на вертолетах. Горожане вспоминают, что вертолеты постоянно садились за Госцирком.

Тех, чьи травмы были легче, отправляли в город на попутках. И просили брать по дороге пассажиров, стоящих вдоль трассы.

«На следующий день, уже в Уфе, мы сдавали кровь для пострадавших», – вспоминает очевидец.

Для Башкирии это событие вошло в историю в качестве черного дня календаря, оставив неизгладимый след в памяти всех свидетелей катастрофы. Остается лишь надеяться, что подобного больше никогда не повторится впредь.

Источник

Прокомментировать