Несколькими годами ранее слово «стендап» было непривычным на слух для россиянина. Теперь оно плотно укоренилось в нашей речи. Можно найти множество людей, которые не прочь провести вечер под аккомпанемент юмористических монологов. Ведь зачастую они узнают там себя и окружающую действительность. Уфимский стендап-комик Анатолий Лисин рассказал UFA.AIF.RU о специфике жанра и о чём лучше не шутить.
Анатолий Лисин родился в 1987 году в Давлеканово. В 2010 году окончил БГАУ по специальности «государственное и муниципальное управление». Сценическим юмором начал заниматься в 2009 году и через несколько лет открыл для себя стендап. Сейчас он совмещает свое увлечение с работой в продажах.
Спрос на искренность
Дмитрий Саламатин, UFA.AIF.RU: Анатолий, что такое стендап?
Анатолий Лисин: По сути своей – это твоя жизненная оценка чего-либо, выраженная посредством юмора перед аудиторией. Смех помогает людям расслабиться, забыть о проблемах, хотя в последнее время стендап-тенденции смещаются в сторону проработки своих травм. Чем больше девиаций в комике, тем он уникальней. У кого-то руки нет, у кого глаз косит, я, например, дальтоник. У других родители пьют, семья неполная, кто-то до сих пор живёт с родителями. Сейчас спрос на искренность и мысли, пошлятина отошла на второй план, к счастью или к сожалению.
– Как ты начал им заниматься?
– Мне всегда было что сказать. Я где-то что-то видел, подмечал и комментировал. Во мне много перфекционизма, а мир не идеальный – вот я и высказываю. В 2009 году был неудачный опыт игры в КВН, потом лет пять выступал в дуэте в Уфимском камеди с перерывов на один год армии. Там, кстати, тоже выступал на сцене с юмористическими зарисовками. Потом мы с другом Артуром Айдакаевым открыли свой проект, он назывался «Неизвестный Stand Up» и, по сути, стали родоначальниками этого жанра в Уфе. Привозили звёзд ТНТ, сколотили дружную команду, гастролировали по городам России, выступали на различных фестивалях, так и затянуло. Интересно, что на первой вечеринке-концерте было семь выступающих и шесть зрителей, четверо из которых рассказывали свои анекдоты, так как главное правило стендап-клубов – выступить может любой желающий. Такое начало.
«У властей в проблемах виноват комик»
– Чем уфимская/российская аудитория отличается от зарубежной?
– В США аудитория более раскрепощённая, а у нас есть табуированные темы – религия, политика, национальность, и с каждым годом они растут в геометрической прогрессии. Но в этом есть и плюсы. История показывает, что самые гениальные произведения были написаны, когда властвовала жёсткая цензура. Она заставляет мозг работать ухищрённо.
– О чём ты шутишь?
Мне нравится комедия наблюдений. Увидел что-то, записал, гиперболизировал — «Ап! И тигры у ног моих сели» (смеётся) – и шутка готова, и зритель любит, когда всё понятно.
Ещё социальный юмор люблю. Вот, например, в Уфе не вывозят снег и на концерте, где я «разогревал» известного комика, пошутил про это. Сказал что-то типа: снег не вывозят, потому что хотят слепить самого большого снеговика, ну как большого, главное чтобы был больше, чем в Казани. Ведь для Уфы основный критерий оценки – это больше или лучше чем в Казани. После выступления ко мне подошёл человек и сказал, мол, зачем я говорю об этом со сцены на такую большую аудиторию и порочу наш город. Спрашиваю: это я город порочу или те, кто снег не убирает нормально? На этом разговор затих. Гражданин не представился, но потом стало понятно, что это был помощник депутата. То есть у властей в проблемах виноват комик, озвучивающий их, а не ответственные люди, которые должны решать эти проблемы.
Мой стендап также и о личном. У меня в один момент умирает мама, следом умирает отец, потом я расстаюсь с девушкой, с которой жил семь лет. Творчество мне сильно помогло справиться с этим. Ведь это, помимо всего, ещё и психотерапия своего рода. Когда внутри тяжело, садишься, ищешь смешные моменты в трагичном, а потом рассказываешь это, и всё встаёт по полочкам. Это мне сильно помогло очистить голову. Я семь лет жил с татаркой, а когда расстался – написал концерт (смеётся).
– Сколько ты зарабатываешь на этом?
– В первую очередь хочу сказать, что занимаюсь этим не для денег. Зарабатываю я, трудясь в продажах в медицинской сфере. Хотя, надеюсь, когда-нибудь стендап будет приносить мне хорошую прибыль. Пока могу охарактеризовать свой заработок с выступлений так: если за восемь лет, что я этим занимаюсь, вышло в общей сложности 100 тысяч рублей, то это уже здорово.
– Сколько людей приходит на ваши выступления в Уфе?
– Раньше, не в самом начале, а когда со стендапом было знакомо уже достаточно много людей, приходило больше зрителей, чем сейчас. Это, думаю, связано с тем, что тогда в Уфе была одна площадка и один открытый микрофон, а сейчас есть три-четыре площадки и несколько мероприятий. Люди рассредоточиваются по ним. Максимально на выступления нашего стендап-клуба приходило человек 300. При этом мы были на разогреве звёзд юмора и на тысячу, и на 2,5 тысячи зрителей. Это, конечно, непередаваемые эмоции, хоть люди пришли и не на нас.
Степень оскорбления
– С творчеством каких комиков ты посоветуешь ознакомиться нашим читателям?
– Из зарубежных это Даг Стенхоуп, Билл Бёрр и Билл Хикс. Вот эти ребята прям сильно вскрывают гнойники общества, отличная политическая и социальная сатира. Из российских комиков хочу выделить Stand-Up Club №1. Ребята делают хорошую комедию. Видимо, настолько сильную, что Идрака Мирзализаде недавно даже депортировали.
Шутить можно над всем, просто грань разная.
– Есть ли запретные темы для шуток в России?
– Сейчас вышло множество законов, которые регламентируют ту или иную сферу. Например, закон об оскорблении чувств верующих, что для меня совсем странно. Как доказать степень оскорбления? По мне, так истинный верующий не может быть оскорблён юмором. Шутить можно над всем, просто грань разная. У меня лично нет желания оскорблять какие-то народы и религии или говорить то, в чём я не разбираюсь. Молодые комики зачастую перебарщивают с этим, но мы их быстро ставим на путь истинный.
Лично я нахожусь на пути именно к хорошей социальной сатире. Недавно перечитал «Чиполлино» Джанни Родари. Это потрясающая книжка, и я думаю, что в школьной программе она зря, потому что в юном возрасте ты ещё не понимаешь всего того, что понимаешь сейчас. Я вообще стараюсь много читать, чтобы кругозор был широкий и словарный запас не оскудевал. Хотя, чем умнее становлюсь, тем больше понимаю, насколько же я глупый.
Прокомментировать