Сегодня исполнилось 30 лет со дня землетрясения в Армении. Оно унесло жизни десятков тысяч человек, более полумиллиона остались без крова. В годовщину трагедии корреспондент «Вестей» Галина Заводникова пообщалась с тем, кто пережил эту катастрофу.
7 декабря 1988 года Армению сотрясла катастрофа. Землетрясение магнитудой в 10 баллов стерло с лица земли город Спитак и 58 сёл. Более 300 населённых пунктов, в их числе города Ленинакан, Степанаван, Кировакан подверглись чудовищным разрушениям. Хачатуру Сукиасяну тогда было 26, землетрясение застало его на улице родного Ленинакана.
Хачатур Сукиасян: «Землетрясение длилось где-то 40 секунд. Сперва были толчки горизонтальные, потом вертикальные. Мне осталось только схватиться за дерево, и вместе с деревом я ложился-вставал, ложился-вставал».
На его глазах рухнуло политехническое училище, где он когда-то учился, погребя под собой всех, кто пытался покинуть здание, и 7-этажный роддом, куда накануне положили его жену. Это уже позже Хачатур Суренович узнает, что несколькими часами ранее его супругу перевели в другую больницу. А тогда город накрыл хаос.
«Конечно, это тяжело сейчас вспоминать. Эти крики, эти голоса… Многоэтажки сложились, словно карточки»
Все близкие Хачатура Суреновича выжили в этой катастрофе. Его семью сразу же забрали к себе родственники из Еревана. Сам он остался разбирать завалы.
— У моего близкого товарища дочка осталась в школе. Мы три дня мучились. Ребёнок жив был, мы держали её руку. Мы не могли её спасти, не могли эти плиты поднять, чтоб ребёнка вытащить.
— Погибла?
— Да.
Землетрясение унесло тысячи жизней по всей Армении. Только в Ленинакане, по официальным данным, погибло 26 тысяч человек, другие источники называют цифры в пять раз больше. Полмиллиона людей остались без крова. Тогда, в 1988 году, помощь Армении оказали не только республики Советского Союза, но и весь мир. Хачатур Суренович рассказывает, что даже в первые дни после катастрофы не было недостатка в еде и воде. Не хватало только техники.
«Самолёты не успевали приземляться, один за другим, со всего мира».
До 1996 года Хачатур Суренович помогал восстанавливать Ленинакан, с его участием были заново отстроены 4 квартала.
«Мы днём и ночью работали, у нас не было выходных, мы не успевали составы разгружать».
Сейчас город носит своё древнее имя Гюмри и практически восстановлен. Через восемь лет после землетрясения Хачатур Суренович с семьёй переехал в Уфу и прожил здесь 20 лет. Но ни он, ни другие пострадавшие в той катастрофе не любят вспоминать день, когда в Армении стрелки часов навсегда застыли на 11 часах 41 минуте.
Прокомментировать