Вчера в Уфе состоялось событие, вызвавшее бурный отклик населения – новый руководитель Башкирии Радий Хабиров впервые выступил с Посланием Курултаю.
Глава республики выступает перед депутатами ежегодно, и раньше это событие не вызывало сильного ажиотажа. Но Хабиров, весьма резво начавший карьеру руководителя региона, приковал к себе внимание с самого начала – неудивительно, что его первое Послание (якобы депутатам, но на самом деле, как он и сам подчеркнул в своей речи – всем жителям Башкортостана), вызвало такую сильную реакцию.
Кто-то Хабирова похвалил, кто-то поругал – дело обычное, всем не угодишь; да речь сейчас не об этом. Наиболее интересной во всем выступлении мне показалась реакция публики на его слова, обращенные к бывшим руководителям региона – Муртазе Рахимову, возглавлявшему республику с 1993 по 2010 годы (тогда его еще можно было называть Президентом) и Рустэму Хамитову, управлявшему регионом с 2010 по 2018 годы (он уже глава; при нем руководителей субъектов России запретили называть президентами, президент в стране остался один).
В общем, суть речи Хабирова понятна и была вполне предсказуема – предыдущие начальники молодцы, все делали хорошо, Рахимов рулил регионом в очень тяжелое время, Хамитов вроде не в такое тяжелое, но тоже было тяжело, и вообще он привез в регион саммиты ШОС и БРИКС в 2015 году, потому о Башкирии другие страны хоть что-то теперь знают.
Тут ничего удивительного. Ну что мог еще сказать новый глава республики, кроме как сердечно отблагодарить предшественников? Это этикет, в конце концов. Даже если и думает что-то другое, свои мысли оставит при себе – человек не первый год в политике, знает, как себя вести. Недаром отчитал одного из районных глав на оперативке за несвоевременный отчет – мол, чиновник должен всегда знать, когда вставить нужное слово – это одно из важнейших его качеств. Уж Хабиров этим качеством обладает точно, можно не сомневаться – умеет говорить и договариваться.
Удивительно, повторюсь, не это. Поразил шквал аплодисментов из зала после этих хвалебных речей. Нет, поаплодировать слегка – это тоже этикет, ничего такого. Это нормально. Но не полминуты, за которые спикер и слова вставить не может. Так могли аплодировать Гагарину, или Толстому, или ученому, который придумал способ победить все неизлечимые болезни. Людям, способным совершить и совершившим нечто невероятное, в хорошем смысле сногсшибательное. Но не обычным политикам – со своими, может быть, достоинствами (если порыться, их, наверное, можно найти) и недостатками (искать не надо, они на виду).
У меня вопрос к сидящим в зале людям. Господа, этот ваш приступ радости и счастья, он чем вызван? Там сидели исключительно Рахимовы и Хамитовы? Или их приближенные? В чем дело? Ок, они действительно рулили республикой, ок, вы хотите отдать им дань уважения. Но зачем мучить свои ладони столько времени в каком-то приступе обожания?
И это при том, что на мероприятии чествовали людей, достойных оваций, как никто другой. Фельдшеры, комбайнеры, учителя, врачи, еще заведующая детсадом. Но больше 3 секунд аплодисментов они не заслужили – это вам не Рахимов и не Хамитов, чего кожу на ладонях зря стирать, не казенная.
Вывод из этого, пожалуй, печальный. Благодарность предшественникам или людям, с которыми довелось работать – это в общем нормально. Но какое-то странное обожание, напоминающее нелепый культ, уже может вызывать вопросы. И, поверьте, вызывает. Не только у меня.
Прокомментировать