Прокуратура Кировского района Уфы обратилась в Верховный суд Башкирии с протестом на решение суда, отказавшегося восстановить срок обжалования решения административной комиссии, оштрафовавшей на три тысячи рублей 20-летнюю студентку. Как оказалось, девушку наказали за выросшую возле дома слишком высокую траву и небольшую кучу гравия, но при этом она даже не являлась собственником дома. Позиция надзорного ведомства, обратившего внимание на эту историю после публикации в «Медиакорсети», вызывает уважение. Даже семья оштрафованной девушки уже опустила руки перед лицом равнодушной Фемиды, но прокуратура продолжает методично добиваться справедливости.
Почувствуй себя космонавтом
«А снится нам трава-трава у дома», — пела когда-то группа «Земляне», полюбившаяся много лет назад родителям нашей героини. Им теперь тоже снится трава, почти как тем космонавтам. Но в данном случае нет даже намека на романтику.
Напомним, данная эпопея началась 11 сентября прошлого года, когда десант сотрудников Центра общественной безопасности Кировского района Уфы высадился вечером в микрорайоне Кооперативная поляна и начал подворовой обход. Для тех, кто не в курсе, поясним, что микрорайон Кооперативная поляна (в обиходе именуемый Цыганской поляной) располагается на берегу реки Агидель перед Бельским мостом напротив Монумента Дружбы, непосредственно перед въездом в Уфу, по обе стороны от Бельского моста. Этот микрорайон состоит из частных домов с приусадебными участками.
Многие домовладельцы в летний период занимаются строительством и ремонтом домов, приобретают стройматериалы – блоки, кирпич, гравий, песок и т.д. Как правило, их выгружают перед домом, потому что не все грузовые машины могут проехать во дворы, не задевая протянутые по улицам газовые коммуникации. Потом домовладельцы перевозят стройматериалы во дворы. И вот эти самые стройматериалы стали благодатной темой для Центра общественной безопасности и административных комиссий.
Возле дома, где живет с родителями оштрафованная девушка, остались лежать два бетонных столба, поднять которые одному человеку не под силу, и небольшая куча гравия, которую не успели перевезти во двор. Представителей власти также возмутила чересчур высокая трава, выросшая вдоль обочины дороги. Мама девушки – наша коллега-журналистка Татьяна Майорова, предоставим ей слово.
— В тот вечер, 11 сентября, после того, как раздался звонок в дверь, на улицу вышла моя дочь, поскольку ждала друзей. Она вернулась минут через 20 и сообщила, что там пришли с администрации района и зовут меня. Вместе со мной вышел и брат, дом которого также находится на нашей территории. Женщина бальзаковского возраста в синей униформе, представившаяся Гулизарой Сакаевой, сообщила, что нам нужно срочно навести порядок возле дома – скосить траву, отодвинуть блоки и разровнять гравий, чтобы он хотя бы не бросался в глаза. По ее словам, заместитель главы администрации намерен проехать по улицам, и, если он увидит беспорядок, то устроит разнос, прежде всего, инспекторам, проморгавшим подобное нарушение, — вспоминает Татьяна.
Она спросила у представителей власти, сколько они дают времени на устранение нарушения, и услышала, что за неделю нужно все убрать, а потом снова придет проверка.
— По словам инспектора, если мы все сделаем нормально, то нас наказывать не станут, а, скорее всего, ограничатся предупреждением. Мы буквально на следующий день скосили траву, постарались максимально замаскировать на местности блоки и горку гравия и стали ждать проверку. Никто так и не приехал, и мы успокоились, — продолжает Татьяна.
Тревожный звонок
Неприятный сюрприз случился 27 сентября. На мобильный телефон Татьяны позвонил молодой человек, который обратился к ней, назвав ее имя и отчество дочери, и сообщил, что ей следует заплатить штраф за административное нарушение. Это был тот самый молодой сотрудник Центра общественной безопасности, который, как оказалось, за время общения с дочкой Татьяны успел составить протокол об административном нарушении.
— Поскольку нам на руки копию протокола не выдали, я даже не подозревала о его существовании, как и о том, что моя девочка уже почти две недели обвиняется в том, что «не приняла меры по скосу сорной травы, допустила складирование песка, сухих веток и бетонных столбов на территории общего пользования», нарушив тем самым Правила благоустройства городского округа города Уфы, — говорит мама студентки.
Вопрос о том, почему протокол был составлен на молодую девушку, а не на хозяйку дома и участка, которая в момент визита проверяющих находилась дома и не думала ни от кого скрываться, и почему именно дочка привлекается к ответственности, повис в воздухе. Замешкавшийся молодой человек после некоторой паузы передал трубку более уверенной в себе коллеге – той самой Гулизаре Сакаевой.
— Она на полном серьезе сообщила, что мы сами во всем виноваты, потому что не прислали ей на вацап фотографию приведенного в порядок газона. На вопрос о том, почему к нам не приходила проверка и не убедилась, что мы устранили нарушение, как и было обещано чиновницей, она не ответила и, в конце концов, бросила трубку со словами: «Не хотите платить, документы передадим судебным приставам». Я попыталась перезвонить, но телефон они больше не брали, — продолжает угнетающее повествование Татьяна.
После статьи в «Медиакорсети» на странную ситуацию обратили внимание в прокуратуре Кировского района Уфы. Татьяну и ее дочь пригласили дать объяснения, а потом от имени прокуратуры был подан иск в суд. Суть его заключалась в восстановлении срока обжалования постановления административной комиссии, поскольку Татьяна с дочкой сделать это вовремя не успели.
В суде выяснилось, что по аналогичному поводу в один день с их делом рассматриваются и еще несколько. Оштрафованные граждане должны были выступить в суде в качестве третьих лиц. Примечательно, что большинство из них в суд не явились. Впрочем, как выяснилось, в этом и не было особой необходимости.
— Судья Кировского районного суда Уфы Ирина Соколова вообще была не настроена вникать в суть дела. Она предложила дочке рассказать, как все было. Дочка засмущалась и после двух-трех предложений замолчала, не зная, что сказать. Никаких уточняющих вопросов судья не задала. Мне слово не было дано вообще, – взволнованно вспоминает Татьяна. – В итоге в иске прокуратуре было отказано. После этого так называемого процесса мы почувствовали себя совсем ничтожными человечками, которых система пережевала и выплюнула.
В коридоре суда Татьяна и ее дочь познакомились с еще одним товарищем по несчастью. Винер Рахматуллин проживает также на Цыганской поляне, только на другой улице. Мужчина рассказал, что его наказали за кучу гравия возле дома. Протокол на руки ему, кстати, также не выдали. Винер перевез «криминогенный» гравий во двор и отправил фотографию на вацап той же самой Гулизаре Сакаевой. Как видим, это не помогло ему избежать наказания.
Винер Рахматуллин также не успел своевременно обжаловать постановление административной комиссии, потому что вообще не получил его на руки.
— Он был расстроен не меньше нас, сказал, что намерен и дальше добиваться справедливости, — говорит Татьяна.
Позиция прокуратуры
— В рассматриваемом постановлении каких-либо доказательств того, что Майорова Л.Я. является лицом, ответственным за скос сорной травы, складирование песка, сухих веток и бетонных столбов на территории общего пользования не имеется, вина вменяемого ей правонарушения материалами дела не доказывается, — говорится в протесте прокурора Кировского района Уфы Ильгама Хабибуллина. – Кроме того, судом не учтено, что вышеуказанное постановление Майоровой Л.Я. не вручено, в связи с чем, в соответствии с ч.1 ст. 31.1 КоАП РФ, в законную силу не вступило, соответственно, срок его обжалования не пропущен.
Сотрудники прокуратуры обнаружили также интересный момент, который не заметили ни Татьяна, ни консультировавшие ее юристы, и который отчего-то проигнорировала судья.
— В протоколе об административном правонарушении и постановлении от 20.09.2018 № 3615 Майоровой Л.Я. вменяется нарушение п. 5.2.3.13 Правил благоустройства городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением городского округа г.Уфа от 02.07.2009 №17/7, тогда как указанный пункт в Правилах отсутствует, — уточняется в прокурорском протесте.
Вот это поворот! Нет сомнений, что протоколы о подобных нарушениях Центром общественной безопасности Кировского района Уфы (или хотя бы группой инспекторов, состоящей из Гулизары Сакаевой и ее молодого помощника) штамповались по одному и тому же образцу. Может быть, по этой причине они не выдают на руки протоколы? Хотя вряд ли. Скорее всего, просто обнаглели сверх всякого предела в стремлении набрать побольше штрафов и выслужиться перед руководством.
Ну, а административная комиссия-то куда смотрела? Или все её постановления тоже штампуются, что называется, не глядя? Напомним, что на момент вынесения постановления в отношении нашей героини административной комиссией Кировского района Уфы руководил Олег Котов, который вскоре стал известен как кандидат на должность мэра Уфы, а потом, через небольшой промежуток времени после выборов уфимского градоначальника, был назначен главой Ленинского района Уфы. Это ли не гримаса удивительного чиновничьего мира, кривое зеркало госслужбы? Очень хочется надеться, что на новом месте работы Олег Александрович Котов относится более внимательно к документам, на которых ставит свою подпись и от которых могут зависеть судьбы людей.
— Я сама, как юрист, не раз участвовала в заседаниях административных комиссий и судебных процессах на эту тему и всегда возмущалась произволом чиновников и судей. Очень важно на вашем примере показать жителям Уфы, как бессовестно их обирают комиссии, — высказала свое мнение известная в Башкирии правозащитница и юрист Эльза Маулимшина.
Итак, следующий этап «травяной эпопеи» должен состояться в ближайшее время в Верховном суде Башкирии.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать