Профессор Марс Сафаров: «В Сибае УГОК жертвует здоровьем людей ради прибыли»
Главная » Политика » Профессор Марс Сафаров: «В Сибае УГОК жертвует здоровьем людей ради прибыли»

Профессор Марс Сафаров: «В Сибае УГОК жертвует здоровьем людей ради прибыли»

Медиакорсеть попросила доктора химических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Башкирии, известного эколога Марса Сафарова высказать свое мнение о последних событиях, которые происходят вокруг сложной экологической ситуации в Сибае. Марс Гилязович признался, что анализируя новости о Сибае, он обнаружил много нестыковок. Кто-то не обратил на них внимания и посчитал, что это просто недоразумения и мелкие неточности. Но профессор Сафаров решил изучить вопрос подробно и докопался до интересной информации.

— Информация, которую я выяснил, позволяет мне абсолютно авторитетно, как ученому и публицисту, говорить о том, что руководство Сибайского филиала Учалинского ГОКа дурит людям мозги. Причем я допускаю, что власти города и республики также оказались в числе тех, кто введен в заблуждение представителями УГОКа, и сами они также транслируют данную информацию дальше, населению. А ведь вся информация для того, чтобы оценить масштабы происходящих в Сибае событий, есть в открытом доступе.

— Сегодня нам много рассказывают о том, что проводятся подготовительные работы для затопления подземных шахт. И при этом говорят, что карьер был недействующий. Вроде бы противоречий нет. Но я в таких случаях, когда заходит речь о шахтах, всегда спрашиваю: а где располагается вертикальный ствол шахт, через который рабочие попадают в её горизонтальные штреки? И тут мы понимаем, что в такого вертикального ствола шахты не существует. Если даже что-то подобное есть непосредственно на закрытой территории предприятия, то оно используется для других целей.

Вот, в открытом доступе, есть документы, касающиеся проектирования шахт для разработки сибайского месторождения, в нем указано, что месторождение было вскрыто стволами шахт «Скиповая», «Вентиляционная» «Северная вентиляционная», «Клетевая» и шахтой №2 с основными горизонтами 309, 389, 469 и 629. Все они, кстати, укладываются в глубину Сибайского карьера, а горизонты 309, 389 и 469 имеют выходы в существующий недействующий карьер. Об этом также указано в документах.

Я даже находил ранее фотографии, на которых была видна табличка на одном из склонов карьера с надписью «Штольня №1». В документах есть уточнение, что портал Северной штольни имеет выход непосредственно к капитальному заезду, так что хотя карьер и недействующий, но производственная деятельность там велась довольно активно.

Таким образом, можно утверждать, что сам карьер фактически и есть ствол шахты. И когда представители УГОКа говорят, что он заброшен и не нужен, и что они взялись за устранение последствий окисления руды, будучи социально ответственным предприятием, – это попытка обмануть, ввести в заблуждение людей. Да, по своему прямому назначению карьер не используется, однако в систему шахт входит и используется в производстве.

— Получается, по вашему мнению, что представители УГОКа специально откладывали активные действия по ликвидации аварийной ситуации, потому что не хотели останавливать производство и получать убытки?

— Совершенно верно.

Для них затопление шахты означает фактически закрытие предприятия и большие убытки. И они сами дали это понять, когда попросили дать им отсрочки для эвакуации оборудования из шахт. То есть можно с полным правом сказать, что представители УГОКа пожертвовали здоровьем жителей Сибая ради собственной прибыли.

Чем собственно, они и занимались ранее, с 2004 года, когда карьер был передан от предприятия-банкрота в распоряжение УГОКа. Не сочли нужным потратить средства на мониторинг состояния карьера своевременно и вот получили результат безответственного отношения к природным ресурсам.

Очевидно, что представители УГОКа продолжают до сих пор дурить общественность. Впрочем, если учесть, что, насколько я знаю по данным из открытых источников, на Сибайском филиале УГОКа сегодня числится около 1800 работников, то ничего удивительного нет и в том, что среди лозунгов, которые пишут люди в соцсетях, вы не встретите ни одного о закрытии данного предприятия.

Люди понимают, что оно значит для города. Поэтому они не требуют закрытия, а хотят ответственного отношения владельцев бизнеса к своим объектам.

— Сегодня в Сибае вновь побывал врио главы Башкирии Радий Хабиров. Подробности поездки пока не сообщаются, но по фотографиям видно, что речь там шла примерно об этом – демонстрировались схему карьера и одной из шахт. И было видно, что сам Хабиров, судя по его выражению лица, не очень доволен увиденным. По факту сообщили, что затопление шахты откладывается теперь уже до 20 марта, хотя ранее обещали начать его 1 февраля.

— Ну, это фактически подтверждает мои слова. Вообще идея мокрой консервации карьера верна, она лежит на поверхности, это самый дешевый и доступный способ спасения ситуации. Правда, воды понадобится очень много. Почитаем по максимуму: если весь объем чаши карьера вмещает около 605 млн кубометров воды, а они в день сейчас льют по 10-11 тысяч тонн, то чтобы заполнить его полностью, понадобится 500 лет!

Даже если речь будет идти о меньших объемах затопления, то очевидно, что за пару месяцев нынешними темпами с проблемой они не справятся. Потом после откачивания жидкости понадобится там проводить по новой гидроизоляцию, в тех же шахтах. Думаю, что эти расходы он еще даже и не подсчитывали. Причем в данном случае речь идет не о простой воде, а о щелочном растворе, который должен прекратить процесс окисления руды.

— А что вы думаете по поводу гигантских вентиляторов, которые установили на северном и южном бортах шахты, якобы для отведения вредных выбросов от населенных пунктов?

— Эта идея мне не нравится. Думаю, что все-таки не зря люди в Челябинской области уже жалуются на запах сернистого ангидрида. А если еще и вентиляторами начнут разгонять выбросы… Насчет эффективности этой идеи – даже не знаю, я раньше не слышал, чтобы где-то еще такое применялось, — чтобы в мире разгоняли выбросы таким способом. В Норильске вот, к примеру, построили трубы высокие, чтобы газ отвести от жилой зоны. А вентиляторы – возможно, в случае безветрия они и в самом деле чем-то помогут.

— Как вы считаете, насколько велики масштабы экологического бедствия в Сибае?

— Очень велики. Как бы представители УГОКа и власти не старались успокоить людей. Нельзя было карьер оставлять без присмотра. Вообще проблема данная гораздо шире. Я очень хотел бы с депутатами встретиться и задать им вопрос: почему нет закона об обращении с обанкротившимися предприятиями. Распродали все, что можно, и бросили на произвол судьбы. Вспомним тот же «Химпром», который закрылся в 2004 (тоже, кстати!) году. Там надо 30-40 млрд рублей, чтобы территорию утилизировать. Это не под силу ни Башкирии, ни России.

С нефтяными заброшенными скважинами происходит тоже самое. Если стволы скважин не герметизированы, то при наличии пробуренного ствола там начинают перемешиваться межпластовые потоки, так что воды чистой уже не будет в этом месте никогда. Так что это проблема не одного Сибайского филиала УГОКа, а всех предприятий, которые рано или поздно прекратят свое существование.

Пока завод жив, он должен откладывать средства на свои «похороны», как старики раньше делали – копили деньги «на свою смерть». А на «похороны» заводов почему не отбирают деньги? Для всей страны и для всего мира нужен такой закон!

— Вы сказали также, что у вас также есть своя трактовка истинной причины приезда в Башкирию главы Республики Крым Сергея Аксенова.

— Да, есть. Никто не задумывался, почему именно он приехал издалека, а не кто-то другой из более ближнего региона. Он вскользь упомянул во время визита о похожем ЧП, которое недавно произошло в городе Армянске. Никто не стал уточнять, что там было. А зря! Все данные опять же есть в открытом доступе.

В августе прошлого года на заводе «Крымский Титан» произошло ЧП, очень похожее на сибайское, почти один к одному. На предприятии отходы производства были складированы в хвосты, включая кислые шламы. После того, как Украина перестала через северный крымский канал подавать воду, шламы обнажились и начался процесс их окисления.

Местные жители в городе Армянске , где числится 21 тысяча человек, также жаловались на чихание, кашель, слезоточивость. Всё — как было в Сибае. Но, в отличие от нашей ситуации, крымские власти поступили честнее. В середине сентября они объявили режим чрезвычайной ситуации на десять дней. Детям продлили каникулы. Завод «Крымский Титан» тут же прекратил работу. Когда содержание сернистого ангидрид в Армянске достигло 5-6 ПДК, на улицах проводились санационные работы – асфальт и деревья поливали щелочной водой.

Так что его визит в Башкирию и непосредственно поездка в Сибай – это не решение вопросов о сотрудничестве, а призыв помочь советом. Просто в подробности решили не вдаваться, наверное, в том числе и для того, чтобы избежать сравнений не в пользу Башкирии.

Аксенов обмолвился во время визита, что вывез в санатории Крыма 4000 детей из Армянска. А у нас из Сибая, где живет втрое больше населения, всего 500 детей отправляют с санатории. Да и то никак не могут выбрать, кто должен ехать.

— Вы считаете, что тот факт, что сибайцы в соцсетях постоянно жалуются на недомогания – першение в горле, кашель, слезотечение, диарею, другие расстройства здоровья, – это реальные недомогания, аллергические реакции, а вовсе не самовнушение на фоне паники или соматические явления, как пытаются представить ситуацию некоторые чиновники и депутаты?

— Думаю, что так оно и есть. Осложнения от отравления сернистым ангидридом описаны в любом учебнике. Это и слезотечение, и першение, и кашель, и чихание на начальной стадии. А потом они позднее могут проявиться и как хронический бронхит, и даже эмфизема легких при длительном отравлении. Думаю, что весной сибайцев ждет шок после того, как стает снег.

От отравления должна пострадать местная растительность. Нужно знать, как чистить помещения, дворы, скамейки. Простейший метод очистки – промывка жесткой (лучше морской) водой, которая удаляет налет сернистого газа, который в реакции с водой превращается в сернистую кислоту и смывается. В воздухе его уже не будет, но его можно будет смыть водой и таким образом удалить. Еще лучше смывать раствором известковой воды.

— Мы с вами должны опубликовать эту информацию вовсе не для того, чтобы устроить панику у людей. А для того, чтобы они стали объективно оценивать происходящее и требовать от властей адекватных действий. Мы правильно понимаем задачу?

— Да, совершенно верно. Я считаю, что это преступление – утаивать от людей правдивую информацию. Ведь они живут там, дети там растут, закладывается фундамент их будущего здоровья. А они там рассуждают, сколько ПДК превышено – опасно или нет? Даже одно превышение опасно – потому что оно наносит вред организму! Удивляюсь, как людям присуще словоблудие. Говорят, пригласили ученых из четырех институтов – из Москвы, соседних регионов. А где наши ученые? У нас одна из самых развитых в химическом плане научных отраслей, есть своя Академия наук, есть факультеты в институтах – УГНТУ, БашГУ. Почему их не привлекают к работе?

И, в конце концов, если вспомнить ситуацию в Армянске, почему не объявляют чрезвычайную ситуацию в Сибае? Термин «режим повышенной готовности» – он касается только чиновников и означает, что они будут работать в выходные. А для людей он ни о чем не говорит.

В условиях чрезвычайной ситуации людям нужно раздавать не марлевые повязки, а респираторы и даже противогазы. Это написано в инструкциях МЧС. А у нас рассказывают про пользу серы да еще раздают активированный уголь по прописке в паспорте. Вот позорище! Можно подумать, что кто-то поедет из другого города в Сибай дышать вредными выбросами и заодно набрать бесплатно активированного угля. Что это за крохоборство? Люди заслуживают уважительного отношения к себе!

По данным за 2017 год, выручка УГМК составила 148,2 млрд рублей, УГОК – 20,486 млрд рублей, Сибайского филиала – более 2,81 млрд рублей. Данные за 2018 год пока не опубликованы в открытом доступе.

Согласно данным «СПАРК-Интерфакс», АО «Сибайский ГОК» полностью принадлежит «Учалинскому ГОКу» (17-е место в рейтинге топ-100 компаний Башкортостана, составленным аналитической службой «Реального времени»).

Его головная организация Fesco Investment Ltd зарегистрирована в Британских Виргинских островах. Выручка по итогам прошлого года составила 2,8 млрд рублей. Однако при значительных расходах чистая прибыль оказалась со знаком «минус» (-280 млн рублей).

В свою очередь, АО «Учалинский ГОК» входит в структуру «УГМК-Холдинг» Искандера Махмудова. У «Уральского горно-металлургического комбината» корни уходят в офшоры. Так, 11% корпорации оформлено на кипрскую фирму Fridingen Investments Ltd. 28% находится в собственности Feldo Enterprises Corp (Британские Виргинские острова) и 11% — Brandes Investments Inc (Панама).

P.S. Медиакорсеть готова продолжить обсуждение данной темы с участием других экспертов. Кроме того, мы направили соответствующий запрос в компанию УГМК, однако пока не получили ответов на наши вопросы.


Источник

Профессор Марс Сафаров: «В Сибае УГОК жертвует здоровьем людей ради прибыли»

Прокомментировать