Учёные со всего мира раскрывают тайны шпионажа времён Второй мировой войны. Почему конференция прошла именно в Башкирии и как наша республика связана с именами диверсантов — в специальном репортаже Галины Заводниковой.
Именно в этом здании в первые годы Великой Отечественной войны находилась секретная школа разведчиков. В октябре 1941 года Исполком Коминтерна был эвакуирован в Башкортостан. А в Кушнаренково учились будущие диверсанты, которых готовили к работе на оккупированных территориях и в стане врага. Имена Маркуса Вольфа, Георги Димитрова, Мориса Тореза и многих других лидеров коммунистического движения неразрывно связаны с этой школой.
Галина Заводникова, корреспондент:
— Это здание в начале 19 века построили помещики Топорнины, позже оно принадлежало купцам, и уже после революции здесь располагался детский дом. А уже во времена Коминтерна здесь, над людскими помещениями, надстроили второй деревянный этаж, и, как рассказывают местные жители, именно здесь жили разведчики, которые учились в этой школе.
Диверсантов в Кушаренково готовили до мая 43-го года. После войны в здании организовали музей, а позже передали местному ПТУ. А 25 лет назад здесь случился пожар.
Историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Великобритании и Франции приехали в Башкирию не только увидеть место, где учились те, кто посвятил жизнь борьбе с общим врагом, но и поделиться результатами своих исследований.
Бернард О’Коннор, историк британских спецслужб /Великобритания/:
— Это очень радостно — быть в историческом месте, где проходили подготовку 34 советских разведчика, которые затем были доставлены в Англию и позже переправлены в Европу для борьбы с фашизмом. И воспоминания, связанные с подготовкой разведчиков, они, конечно, волнуют. Очень трогательное посещение.
Учёных в Башкирию привёз Сергей Брилёв. Известный журналист, телеведущий и историк сам увлечён темой Коминтерна. В Кушнаренковском историко-краеведческом музее научные деятели ознакомились с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.
Историк Гийом Буржуа увидел здесь портрет своей землячки, Франсин Фромон, которая тоже училась в кушнаренковской разведшколе. Её имя носит множество улиц во Франции.
Гийом Буржуа, старший преподаватель Университета Пуатье /Франция/:
— Которая вела радиовещание Коминтерна на Францию, которая в дальнейшем сыграла важную роль во время этого радиовещания на южную зону Франции, и которая потом, из-за предательства, была схвачена, зверски её пытали, и она погибла.
В небольшом музее сельскохозяйственного колледжа Кушнаренково сохранили книги, по которым занимались разведчики. На библиотечных формулярах фамилии Чегеварова, Бермана, Ветрова, Светлова, — конечно, псевдонимы.
Уже в Уфе на Международной конференции, посвящённой столетию Коминтерна, учёные поделились сведениями, которые они нашли в архивах своих стран. Уфимские историки показали и аэрофотосъемку радиовышек в Глумилино, сделанную немцами, и раскрыли имена курсантов кушнаренковской спецшколы.
А в здание уфимского Главпочтампта в 1941 году было эвакуировано радио Коминтерна. Отсюда на всю Европу вещали антифашистские радиостанции. Правда, артефактов тех времён в Музее почты практически не сохранилось. Зато их можно увидеть в Национальном музее республики.
Антон Фокин, старший научный сотрудник Национального музея РБ:
— Здесь есть подсумок от пистолета системы ТТ. Принадлежал началу партшколы Коминтерна в Кушнаренково Рубену Аврамову Леви. Который в последующем стал одним из крупнейших деятелей Болгарской республики.
Здесь же оборудование с секретной радиостанции РВ-1. С её помощью в эфире до лета 1943 года на своих родных языках вещали лидеры Коминтерна — Долорес Ибаррури, Пальмиро Тольятти и другие. Но, по словам исследователей, многие документы по-прежнему засекречены. Учёным приходится собирать информацию по крупицам. Имена некоторых разведчиков, их судьбу и деятельность раскрыли в своей книге Сергей Брилёв и историк британских спецслужб Бернард О’Коннор. Авторы лично представили её уфимским читателям.
Но всё же открытые данные — это только верхушка айсберга, многие сведения о деятельности Коминтерна до сих пор остаются неизвестными. Историкам ещё предстоит большая работа, изучение материалов в архивах всех стран, участвовавших во Второй мировой войне, может занять десятилетия.
Прокомментировать