Башкирский театр драмы имени Мажита Гафури выступил в Москве. Спектакль «Зулейха открывает глаза» претендует на национальную театральную премию «Золотая маска» в шести номинациях. Репортаж нашей коллеги Валерии Кудрявцевой.
Уже ставшая знаменитой у читателей Зулейха впервые открыла глаза на театральной сцене в Башкирском драматическом театре, которому в этом году исполнилось 100 лет. Режиссер Айрат Абушахманов много ставит в родном театре национальной драматургии, но был так потрясен романом, что, не раздумывая, решил взяться за русскоязычную историю о судьбе татарской женщины. Впрочем, в спектакле Зулейха – башкирка. И это не единственное, что могло бы удивить автора романа.
«Для Гузель Яхиной это первое произведение на сцене, и когда она в первый раз приехала к нам в Башкирию смотреть спектакль, она в антракте мне говорит: почему так быстро все происходит? Я говорю: как же быстро? Спектакль не может длиться, она говорит: сижу, смотрю какую-то сцену и вспоминаю, что я писала три недели, а у вас она за три минуты проскочила», ‒ рассказал режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Айрат Абушахманов.
Гузель Яхина не могла пропустить показа в Москве. На спектакле ее явные поклонники, не упускают возможность взять автограф. Автор нашумевшей «Зулейхи» признается: ей нравится спектакль Айрата Абушахманова.
«Мы совпали в главном, в двух очень важных вещах, с режиссером-постановщиком Айратом Абушахмановым. Во-первых, рассказать историю, одновременно национальную и наднациональную, это, мне кажется, у него получилось очень здорово. Второе ‒ передать отношение к трагедии раскулачивания. Это было сделано, мне кажется, в постановке блестяще», ‒ отметила писатель Гузель Яхина.
Спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом. Но визуальные образы оказываются ярче слов – недаром номинация на «Маску» за сценографию, костюмы и свет. Роман Гузель Яхиной описывает драматический период в истории страны – 30-40 годы XX века. Раскулачивание, репрессии, ссылки – страшный фон судьбы главной героини Зулейхи. В спектакле ее играет Римма Кагарманова. Актриса всегда сама наносит свой грим, в этом есть что-то сакральное, помогающее настроиться.
«Этот грим не просто так, он что-то значит для образа, для спектакля. Наши красноармейцы ‒ люди более отрицательные, они в глине. А я ‒ деревенская девочка, белая глина», ‒ говорит актриса Римма Кагарманова.
Действие спектакля мифологизировано: быль – через сказку, жуткая правда – через метафоры: чекист «оборачивается» Сталиным, а расстрелянный муж Зулейхи – медведем в окружении призраков умерших дочерей. В Уфе билеты на спектакль раскупают за два месяца. В Москве с шестью номинациями на «Золотую маску» выступать почетно, но очень волнительно.
«В Москву, когда приезжаешь или еще куда-то, зритель очень внимателен ‒ тишина. Неподготовленный актер, национальный, вначале думает: нет контакта, провал. У нас зрители могут во время спектакля разговаривать, выражать свое мнение. Они могут даже отрицательному герою сказать свое мнение», ‒ поделился Айрат Абушахманов.
Прокомментировать