В школах республики не хватает учителей, а молодые специалисты не спешат работать в системе образования. В результате, педагоги вынуждены брать на себя сразу несколько ставок. Как решить этот вопрос, по крайней мере, в сельской местности, — уже известно.
— Расширил выход к Балтийскому морю.
— Да, он начал искать выход к Балтийскому морю, правильно.
Петровские реформы, принцип золотого сечения и области тектонической активности — всё это Гульшат Султангараева вынуждена держать в голове в течение дня, ведь она преподаёт в Шабаевской школе сразу три предмета — историю, изобразительное искусство и географию. Вдобавок всю эту работу совмещает с должностью завуча. В подобной ситуации — половина педагогов, которых здесь их девять.
Гульшат Султангараева, учитель истории, ИЗО и географии школы д. Шабаево:
— Тяжело с одной стороны, потому что учителям приходится много готовиться. Но многие учителя прошли переподготовку по своему преподаваемому предмету.
Как признаются педагоги, сама школа существует в деревне только потому, что здесь же расположен детский дом. Зданию 1973 года постройки требуется хотя бы косметический ремонт. Но даже в таких условиях школьникам удаётся успешно выступать на районных олимпиадах. 30 школьников из 50 — дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей.
Их воспитанию совсем скоро здесь смогут уделять больше внимания. Для культурного и творческого развития у детей теперь появится 32 субботы. 8 из них — то есть одну в месяц — Радий Хабиров предложил посвятить спортивным соревнованиям, встречам с интересными земляками и изучению родного края. О переходе на 5-дневную учебную неделю руководитель республики сообщил на образовательном форуме в Уфе.
Радий Хабиров, врио Главы РБ:
«У каждого из нас есть дети, школьники. Это, действительно, уже измотанный, издерганный ребенок, которому мы 6 дней в неделю пытаемся дать знания. Мы хотели бы, чтобы наши дети все-таки выходили из школ здоровыми, счастливыми, нравственно красивыми людьми».
За новшество выступают и педагоги, и родители школьников из Новотазларово — особенно тех, кто добирается на учёбу из соседних деревень.
Анвар Аслямов, корреспондент:
— В школе деревни Новотазларово учатся дети из семи населённых пунктов. Переход на пятидневное обучение значит, к примеру, что им придётся меньше мёрзнуть зимой в ожидании автобуса и появится дополнительный выходной.
Вот только число учащихся с каждым годом уменьшается, а средний возраст педагогов только растёт и сейчас составляет 53 года. Молодых специалистов единицы. Преподаватели уверены: вся беда в том, что сегодня многие выпускники вузов не спешат возвращаться в село.
Эльза Галиханова, учитель истории и обществознания, зам. директора по воспитательной работе СОШ Новотазларово:
— Одна из основных проблем — нехватка кадров. Сегодня нужны молодые кадры, которые бы смогли и хотели бы работать в сельской местности.
Всего в Бураевском районе — 14 школ. По данным местного отдела образования, сегодня им требуются учителя физики, математики, информатики, русского и английского языков. Однако в местном Центре занятости официально нет ни одной свободной вакансии, поскольку педагоги работают на нескольких ставках, чтобы получать достойную зарплату. В таких условиях каждый учитель — на вес золота и становится незаменимым.
Роза Кузьменко, пресс-секретарь министерства семьи, труда и соцзащиты населения РБ:
— Предлагаемая заработная плата для учителей варьируется от 13 до 25 тысяч рублей. При этом нельзя сказать, что нехватка учителей стоит очень остро.
Всего в республике требуются 317 преподавателей, и чаще — там, где открываются новые школы.
Так, больше всего учителей не хватает Уфе — 84 человека, в Стерлитамаке — 41 и 18 — в Нефтекамске. В Белорецке и Учалах требуется по 11 педагогов, а в Бирске и Уфимском районе — по 10.
Желающих работать в городе больше, чем в деревне. Чтобы поддержать сельские школы и повысить престиж профессии, Радий Хабиров предложил поощрять начинающих педагогов.
Радий Хабиров, врио Главы РБ:
«Мы выходим с предложением утвердить программу «Сельский учитель» и в этом году заложить в бюджете 60 млн рублей, чтобы выделить 100 грантов сельским учителям по 600 тысяч»
Об этом говорили на образовательном форуме, который прошёл в начале февраля в Уфе. Там же обсуждали отсутствие индексации оплаты услуг ЖКХ для учителей и необходимость внедрения наставничества в школах.
Алик Усаев, директор гимназии №2 с. Бураево:
— Молодой специалист, придя в школу, оказывается не совсем в своей среде. Институт наставничества ему поможет адаптироваться и социализироваться. Институт наставничества существует, но его надо внедрять по всей республике.
Такая система работает в гимназии села Бураево: наставник помогает планировать уроки и находить подход к детям. Как признаётся начинающий педагог Аниса Муртазина, без помощи опытной коллеги её уроки были бы не такими интересными.
Аниса Муртазина, химик:
— На мой взгляд, система наставничества необходима, поскольку молодому педагогу нужен наставник и руководитель его деятельности. Направлять его в правильное русло, помогать освоиться в коллективе — это очень важно.
Благодаря поддержке наставника, ей удалось одержать победу в районном этапе конкурса «Молодой учитель года — 2019» и выйти в финал.
— Самый лучший преподаватель в нашей школе — это учитель химии. Когда она объясняет, мы на лету всё схватываем.
— Уроки у нас проходят очень весело, очень интересно, никогда не бывает скучно на них.
Как молодой специалист Аниса Муртазина рассчитывает и на грант для сельских учителей. 600 тысяч рублей можно будет потратить на приобретение недвижимости. Земельный участок при этом будут выделять бесплатно. По мнению педагогов, такие меры поддержки помогут решить кадровый вопрос в сельских школах.
Прокомментировать