За последние несколько лет кино в Башкирии становится чем-то большим, чем просто сферой искусства. Несмотря на то, что финансирования в этой области по-прежнему не хватает на всех желающих, объем снимаемых фильмов в регионе растет – как количественно, так и качественно. Тем удивительнее, из какого сора порой вырастает новое кино в республике – жизнеспособное, талантливое, современное, созданное без бюджета и известных киностудий. Отчасти эти подробности можно узнать на ежегодном фестивале «Молодое кино Башкортостана».
В поисках крыльев
Фестиваль — это, в первую очередь, мозаика начинающих авторов, по которой можно понять, какие темы интересуют молодых кинематографистов в нашем регионе. «Молодое кино» проходит в Уфе уже в четвертый раз, и это говорит о том, что авторам из Башкирии есть, что рассказать и показать. А организация в этом году повторного показа и продление фестиваля еще на день – о том, что и публике местное кино может быть интересно.
– На фестиваль прислали около 15 работ, эксперты Союза кинематографистов Башкирии и Молодежного центра регионального Союза кинематографистов выбрали из них пять. Потом дополнительно в программу вошел фильм Кирстен Гайнет «Театр семи девушек», – рассказала руководитель Молодежного центра СК РБ Гульфия Шарипова. – На мой взгляд, в этом году очень вырос общий уровень работ, и в частности операторской работы. На прошлогоднем фестивале в некоторых картинах было видно, что сценарии с хорошим потенциалом, но недоработанные, так как авторы еще не до конца освоили драматургическую структуру. В этом же году явных любительских проколов не было.»
С хорошим жанровым кино в России все довольно печально, но это, кажется, только подстегивает молодых энтузиастов. «Chandler» Булата Назаршина – любопытная попытка смастерить хоррор. Фильм переносит зрителя в Америку конца 70-х: студенты Джесси и Мелисса пытаются разгадать тайну исчезновения своей однокурсницы. Оператором фильма выступил Рамир Махмутов, снявший фильм «Кофе и знакомство» (реж. Ильназ Мустафин), участвовавший в прошлогоднем фестивале «Молодое кино». Возможно, присутствие в команде «Чендлера» и Рамира, и Ильназа привнесло в историю органичности и неординарности, возможно, это просто совпадение. Так или иначе фильм — безусловно, обладает жанровым потенциалом и ловко скроенной драматургией. К слову, в декабре «Chandler» стал победителем межрегионального фестиваля короткометражного студенческого кино «Kinofest-2018».
«Эгегей» – пожалуй, самая хулиганистая короткометражка фестиваля. Главный герой – успешный киноактер, который на пути к успеху отказывает в близости покровителю и крупному продюсеру Эмилю Евштейну (харизматичный Алексей Ходорев). Это рушит карьеру актера, в итоге он вынужден подрабатывать аниматором на вечеринке, но не оставляет надежды вернуться обратно в индустрию.
Харрасмент, да еще и в гомосексуальном контексте – увлекательная пощечина общественному вкусу, которая наверняка станет объектом препарирования в кино ближайших лет. В этом смысле режиссер-дебютант Тимур Ганеев, оператор фильмов «Из Уфы с любовью», «Енмеш», «Дикарь», «Пилорама», находится на острие атаки. Но яркой идее с забавными отсылками к скандалам мирового масштаба не хватает драматургической четкости, из-за чего повествование периодически спотыкается и пристально вглядывается в несодержательные завитки. Мотивация героев порой остается неубедительной, а находки, вроде тех же масок Кевина Спейси и Харви Вайнштейна, которые вынуждены примерять герои, не раскручены в полную силу и больше работают на визуальную сторону, чем на смысловую.
В финансовом плане «Эгегей» интересен тем, что это местный продукт, созданный при местной поддержке: проект этого фильма стал победителем III регионального питчинга год назад и получил сертификаты на аренду оборудования киностудии «Башкортостан», а также на проведение некоторых этапов работы над фильмом.
Ключевая вещь программы этого года – короткометражка «Асия», дебют Динары Абдрашитовой (г. Ишимбай), выпускницы режиссерской мастерской Академии Н.С. Михалкова. История о девочке, которая ждет своего отца, — крепкая и лаконичная вещь, удачно меняющая приземленный бытовой тон на метафорический. Короткометражка, как и подобает настоящему кино, справляется почти без слов, и держит интригу до самого конца. Более того, здесь чувствуется авторский почерк, а это дорогого стоит.
– «Асия» – замечательная картина, – прокомментировал эту работу Никита Михалков на разборе выпускных работ в Академии. – Простая история, традиционная. Ничего нового: мать-одиночка, дочка ждет папу-летчика. Меня интересует взгляд автора фильма. Мне интересно следить за тем, куда главная героиня бежит и зачем. Мне интересно наблюдать за тем, что она видит в том или ином предмете, будь то баран, курица или петух. Это абсолютно независимый, простой, трогательный и очень многозначный взгляд на мир. Я думаю, это как раз начало своего авторского мира, который будет развиваться дальше, в этом есть пульс человека, который живет своей жизнью, и режиссер сумела передать этот пульс на экране. Для меня это важно.
Что касается финансирования, то на съемки этой курсовой работы 50 тыс. руб. выделила Академия Михалкова, примерно также оценивается дополнительная техподдержка киностудии «Башкортостан» и дополнительная техподдержка от киностудии «Askarfilm».
Док «Я вижу только свет» студентки ВГИК Полины Дульцевой не столько рассказывает о солисте группы «Нервы», сколько позволяет немного побыть рядом с музыкантом и познакомиться с ним через фрагменты гастролей, домашних интервью и архивных записей. Едва ли фильм успевает раскрыть неординарную творческую личность. Но он преисполнен такой режиссерской любви к артисту, что это мерцание, которое периодически материализуется в кадре, заполняет фильм до краев и становится чуть ли не ценнее темы и самого героя. Примечательно, что отчасти фильм создан за счет народной поддержки – на завершение фильма Полина собрала 40 тыс. руб. через краудфандинговую платформу.
Самый бесхитростный и медитативный фильм программы – «Хаким-гора» Урала Махиянова (с. Киргиз-Мияки), выпускника Петербургского университета кино и телевидения. Он рассказывает, как жители башкирской деревни разных поколений стараются сохранить в памяти будущих поколений название горы, вокруг которой тихо течет жизнь. Герои истории прокапывают на заросшей травой горе ее название, прокладывают канавки камнями, красят их. В завершение работы они отмечают день рождения одного из членов семьи шашлыком.
В этой истории, начисто лишенной пафоса, есть ненавязчивый толстовский мотив, связанный с неповоротливой мудростью школьной программы и теорией малых дел. В фильме нет динамики, как и обычного для подобных сюжетов подписанных петиций, пикетов в поддержку и громких постов в соцсетях, что, безусловно, красит сыроватую короткометражку нежным светом. Особенно интересно фильм смотрится в контексте того, что Урал — режиссер анимации и видеограф.
Фестиваль завершился спецпоказом фильма Кирстен Гайнет «Театр семи девушек», премьера которого прошла в Уфе в конце 2017 года. Напомним, второй короткометражный док выпускницы Петербургского университета культуры и искусств рассказывает героическую историю Салаватского башкирского драмтеатра в годы Великой Отечественной войны: мужчины ушли на фронт, взяв обещание с семи актрис, что они сохранят театр, несмотря ни на что. Попытка сделать авторское кино на собственные средства привели Кирстен к эксперименту, фильму-реконструкции, вбирающего в себя элементы игрового и документального жанра. За полтора года фильм успел побывать в программах нескольких десятков кинофестивалей и взять ряд наград.
PS. По данным кинорейтинга регионов, составленному Молодежным центром Союза кинематографистов России, в 2018 году Башкирия занимала шестое место, опережая Якутию. Это неплохой повод для гордости, поскольку с коммерчески успешным региональном кино из Республики Саха хорошо знакомы даже за рубежом. В завершение отметим, что, как минимум, половина режиссеров-участников нынешнего фестиваля уже работает над новыми фильмами, а это значит, что кино в Башкирии все-таки снимается. Пусть и не столько благодаря, сколько вопреки.
Прокомментировать