По уголовному делу, возбужденному в отношении бывших сотрудников мэрии, обвиняемых в превышении полномочий при расселении ветхого и аварийного жилья в Уфе, дал показания начальник УЗИО Уфы Раиль Еникеев. Он сообщил, что в договорах развития застроенных территорий не указано, что именно застройщики обязаны расселять аварийные дома. Кроме того, ни одним нормативным документом не предусмотрено, что ветхое жилье, которое попало в адресную программу по переселению, не может находиться в договорах о развитии застроенных территорий, заявил свидетель.
Сегодня в Октябрьском райсуде Уфы состоялось очередное заседание по уголовному делу в отношении бывшего вице-мэра Уфы Александра Филиппова и экс-начальника управления капитального строительства мэрии Марата Гареева. Они обвиняются в превышении полномочий (ч. 3 ст. 286 УК РФ) при реализации федеральной программы расселения ветхого и аварийного жилья.
По версии следствия, чиновники из личной заинтересованности включали в адресную программу по переселению, финансируемую из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, аварийные дома, ранее переданные застройщикам по договорам развития застроенных территорий (РТ). Ветхое жилье расселялось за счет программы. Позже муниципалитет взыскивал с застройщиков компенсации понесенных затрат.
По договорам развития муниципалитет также безвозмездно предоставлял строительным компаниям участки в аренду или собственность. Ущерб от этих действий следствие оценило в 1,6 млрд рублей. После начала разбирательства город вернул Фонду более 500 млн рублей, потраченных на расселение. По словам Александра Филиппова, по решению судов застройщики должны выплатить мэрии около 1,3 млрд рублей, что покрывает понесенные затраты из бюджета.
В качестве свидетеля обвинения был допрошен начальник управления земельных и имущественных отношений (УЗИО) администрации Уфы Раиль Еникеев. На вопрос судьи, нет ли неприязненных отношений между ним и подсудимыми, Еникеев ответил, что нет, но и «дружественных тоже».
По словам свидетеля, ветхое и аварийное жилье может быть расселено как самим застройщиком, так и городом в рамках существующих программ с последующей компенсацией затрат. Отвечая на вопрос адвоката Филиппова Алексея Зеликмана, Раиль Еникеев сообщил: ни одним нормативным документом не предусмотрено, что ветхое жилье, которое попало в адресную программу по переселению, не должно находиться в договорах о развитии застроенных территорий (РТ).
— Я этого нигде, по крайней мере, не видел, — уточнил он. Вместе с тем обязанность застройщика по расселению в договорах РТ не прописана, отметил Еникеев.
Он рассказал, какие процедуры проводятся перед тем, как заключить договоры РТ. На первом этапе нужно постановление главы администрации Уфы о проведении торгов на право развития застроенных территорий, затем – постановление об утверждении аукционной документации.
После прохождения аукциона выносится постановление об утверждении результатов торгов, и с застройщиком-победителем заключается договор РТ. Четвертое постановление — о разрешении застройщику разработать проект планировки и межевания, потом – о его утверждении после публичных слушаний, которое подписывал глава администрации.
Все эти документы согласовывали сотрудники УЗИО, Александр Филиппов как вице-мэр, первый заместитель главы администрации по ЖКХ Салават Хусаинов и бывший начальник капстроительства Марат Гареев. Подписывали ли их также главы районов, Еникеев ответить не смог.
Подготовительной работой занимался МУП «Центр недвижимости». Предприятие обследовало квартал, подлежащий развитию, определяло количество ветхого и аварийного жилья, привлекало оценщика, который рассчитывал цену права за заключение договора. До 2014-2015 годов Центр недвижимости проводил также и аукционы. Потом вышло постановление прокуратуры о том, что коммерческая структура не может распоряжаться бюджетом. После этого аукционы стало проводить УЗИО.
Раиль Еникеев признался, что негативно относится к договорам РТ, поскольку застройщики далеко не всегда добросовестно исполняют свои обязанности.
— В классическом варианте город сам должен делать проект планировки и межевания, после чего на аукцион выставляются свободные участки, — подчеркнул он.
По его мнению, застройщики должны компенсировать городу затраты по расселению ветхого жилья еще до самого расселения, чтобы не получилось так, что дом расселен, бюджетные деньги потрачены, а инвестор их не вернул.
— Застройщик знает, сколько ему понадобится вложить средств и четко представляет доходность от этого квартала, — считает Раиль Еникеев.
Кроме того, инвестору выгодно, если аварийное жилье расселит город, поскольку в этом случае размер компенсации будет значительно меньше, ведь муниципалитет вселяет жильцов в дома, построенные подрядчиками практически по себестоимости. Рыночная цена за ветхий дом может оказаться значительно выше.
Кроме того, застройщику не приходится самому уговаривать жителей переехать – мэрия принимает постановление об изъятии объекта недвижимости. Другое дело, если владельцы ветхого жилья, подлежащего сносу, выводят его из перечня аварийного, чтобы повысить его рыночную стоимость.
— Тогда мы идем в суд, и по реальной рыночной стоимости изымаем объект недвижимости, — пояснил Еникеев.
Если мэрия не смогла договориться с собственником, не расселенный аварийный дом остается на попечении инвестора.
— К сожалению, случается так, что инвестор не достраивает до конца квартал, бросает и уходит. Это самое страшное в рамках договоров РТ, — говорит начальник УЗИО. При этом законного способа заставить компанию исполнить свои обязательства нет. Единственным исключением в стране является Сочи, где был принят закон по расселению жилья, сообщил Раиль Еникеев.
Также сегодня был допрошены застройщики – директор ООО «Ст-девелопер» Ильдус Габбасов и директор строительной компании «Уралэнергосервис» Сергей Гойман.
Компания «Ст-девелопер» заключила в 2014 году договор о развитии застроенной территории (42-РТ), ограниченной улицами Ватутина, Чудская, Уфимское шоссе, Рудольфа Нуреева и Сипайловской. В настоящее время застройщик выплачивает муниципалитету согласно мировому соглашению 46 млн рублей компенсации за расселенные на участке аварийные дома.
«Уралэнергосервис» заключила в 2011 году договор 18-РТ между улицами Кремлевской, Хмельницкого, Кольцевой, Вологодской и Борисоглебской. В 2017 году суд взыскал с компании за расселение почти 90 млн рублей, однако сумма не выплачена. «Уралэнергосервис» обратился к городу с просьбой заключить мировое соглашение, чтобы возвращать задолженность частями, но ответ от администрации Уфы до сих пор не получен, сообщил Гойман.
Прокомментировать