Если коротко, то иммерсивные спектакли позволяют зрителям не только смотреть, но и лично участвовать в постановках наравне с актерами. Подобный формат стал популярен около пяти лет назад, а до Уфы в полной мере так и не докатился, хотя попытки были. «Соучастие» — спектакль-квест, поставленный Тиграном Довлатбекяном с актерами частного проекта «The Театр».
Пространство спектакля – четыре комнаты, изолированные друг от друга. Очередность их посещения случайна – она определяется броском кубика, но не имеет значения: от перестановки слагаемых сумма впечатлений не изменяется.
На старте каждому зрителю дают буклет, в котором есть правила перемещения по территории и пять игрушечных сотенных банкнот. Также нужно установить «Телеграм» и быть в сети во время спектакля.
В каждой из комнат находится актер, который для каждой группы зрителей (30 человек) произносит монолог о глобальной проблеме. Чернокожий парень (студент УГНТУ Махус Самба) в окружении сломанной оргтехники и бытовых отходов рассказывает о загрязнении планеты мусором. Статистика и занимательные факты подводят к истории об африканском городе, в котором круглые сутки занимаются сожжением мусора, а местные жители едва ли живут дольше 40 лет. В другой комнате на импровизированной сцене выступает стендапер (Наиль Сафин), его тема – замена в ближайшем будущем человека роботом. Параллельно в телеграм зрителям приходят тематические видеоролики: эволюция кибернетических организмов в кино, нарезка экспериментов Boston Dynamics, сюжет о беспилотном транспорте.
В третьей комнате зрителя ждет лекция с поп-корном от коуча (Артем Самигуллин) про прожорливое общество потребления. В четвертой – доклад о вредном, но дешевом производстве одежды в странах третьего мира. Когда разговор заходит о загрязнении во время стирки такой одежды, докладчик (Татьяна Усатова) предлагает окунуть приготовленные авторами брендовые футболки в тазы с водой.
В финале зрителей приглашают угоститься чаем с печеньками и с помощью игровой валюты проголосовать за важность той проблемы, которая показалась им наиболее существенной. Куда, зачем и в каком виде отправятся результаты голосования – неизвестно. На этом спектакль заканчивается.
Выбор, который предлагают сделать зрителю в рамках спектакля, — иллюзия. Любое количество игрушечной валюты в отдельно взятой коробке не наладит экологичное производство одежды в Бангладеше. Порезанная на прямоугольники и разукрашенная (безопасно?) под деньги бумага не решит проблему с мусором на планете. Скорее, наоборот. Две девушки, которые неотрывно стирают в комнате с тазиками, дают понять, что несмотря на чудовищную статистику и запреты стирать, ничего не изменится.
Об этой же неизменности говорит и приглашение зрителей к чаю из одноразовых стаканчиков «после спектакля» и проголосовать, хотя по факту это лишь умножение мусора. В каждой комнате зритель по указке «лекторов» незаметно совершает то, что давно привык делать, тем самым доказывая собственную неосознанность. Мусор после чаепития никто не будет сортировать, никто не откажется от современных цифровых технологий, никто не изменит своего отношения к дешевой одежде и не поедет за тридевять земель спасать детей из корпоративных подземелий, никто не откажется от привлекательной упаковки ради содержания. Зрителей записывают в соучастники – в когорту виновников глобальных проблем, но это не становится для них трагедией и уж тем более – открытием.
Лекции в стиле «а вы знаете, что» стали общим местом и не могут быть двигателем масс, учитывая, что леденящая душу статистика в интернете лежит примерно на каждом шагу. Одной актерской харизмой (ее порой недоставало) для вовлечения в тему здесь не отделаться, нужна грамотная интерактивность, раз уж авторы так громко говорят об иммерсивном шоу. В «Соучастии» от нее – только редкие, осторожные попытки обратиться к публике с несложными вопросами, мокрые футболки в тазиках и комната, художественно набитая мусором.
Лекторский тон, пусть и с вкраплениями юмора, не способен пробиться сквозь толстую кожу потребителя настолько, чтобы тот «встал и пошел». И это, на мой взгляд, ключевой момент «Соучастия» как иммерсивного события: проблема не только в невозможности публики адекватно воспринять проблему, но и в невозможности актеров преподнести ее в удобоваримом виде.
То есть сами актеры оказались в положении собственных зрителей, пришедших из страны неосознанного производства и потребления и которых опыт ничему не учит. Закладывался ли такой вектор авторами? Скорее всего, нет. Добавило ли это зрелищности и глубины? Нет, в том числе – судя по отзывам в соцсетях. Стоит ли продолжать театральные эксперименты в Уфе? Конечно, да.
Прокомментировать