По делу бывшего вице-мэра Уфы Александра Филиппова и экс-начальника Управления капстроительства мэрии, обвиняемых в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) при реализации федеральной программы расселения ветхого и аварийного жилья, дал показания глава администрации Ленинского района Олег Котов. Участников заседания он интересовал в качестве замглавы администрации Кировского района, которым был с декабря 2011 года по ноябрь 2018 года.
Напомним, по версии следствия, чиновники из личной заинтересованности включали в адресную программу по переселению 2013-2017 годов, финансируемую из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее — Фонд), республиканского и муниципального бюджетов, аварийные дома, ранее переданные застройщикам по договорам развития застроенных территорий (РТ). Ветхое жилье расселялось за счет программы.
Позже муниципалитет взыскивал с застройщиков компенсации понесенных затрат. По договорам развития город также безвозмездно предоставлял строительным компаниям участки в аренду или собственность. Ущерб от этих действий следствие оценило в 1,2 млрд рублей. После начала разбирательства город вернул Фонду 516 млн рублей, потраченных на расселение.
Он сообщил, что первоначально от района для включения в республиканскую адресную программу по расселению подавался список, содержащий 183 ветхих дома. Но после проверки минстроя России в 2014 году почти все они были вычеркнуты, потому что не были признаны аварийными в установленном порядке – сотрудники районной администрации не предоставили необходимый пакет документов, пояснил он. По этому поводу гендиректор Фонда Константин Цицин направил письмо бывшему главе Башкирии Рустэму Хамитову.
Экс-глава администрации Уфы Ирек Ялалов получил поручение провести сверку, которую он передоверил главам районов. Пока шло согласование программы, некоторые дома уже успели расселить застройщики. Оказалось, что дом расселен, а в программе он есть, пояснил Олег Котов. В конечном итоге в программу от Кировского района по новому списку от 2014 года вошли восемь – 10 аварийных домов.
Районные списки подавались в Управление капстроительства администрации Уфы, где проверялась точность данных – размер площадей, количество проживающих, пояснил свидетель. Затем пакет документов отправлялся в госстрой. На определенном этапе «для верности» постановления и акты о признании домов аварийными проверялись еще городской межведомственной комиссией. Кто был ее председателем и замом Олег Котов вспомнить не смог, хотя был участником комиссии.
– С памятью что-то у меня стало, — заметил он. И добавил: – Зачем сейчас фамилии называть?
Когда этот вопрос задали ему повторно, он заявил, что не будет отвечать. Тогда судья Андрей Лебедев напомнил ему об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Адвокат Алексей Зеликман сообщил свидетелю, что первый замглавы администрации Уфы Салават Хусаинов во время дачи показаний уже назвал эту фамилию.
– Как Салават Сахиевич сказал, тот и есть, – осторожно ответил Котов.
Затем он все-таки сообщил, что председателем комиссии был первый замглавы администрации Уфы по ЖКХ. С 2010 по 2014 годы этот пост занимал Владимир Дмитрюк, а с 2014 по настоящее время – Салават Хусаинов.
Также свидетель несколько раз заявлял, что не знал о договорах развития застроенной территории, когда формировались списки домов.
– Мне без разницы, будет аварийное жилье снесено за счет застройщика или по программе, — несколько раз повторил он. — Когда она (программа – прим. ред.) формировалась, для всех районов это был глоток свежего воздуха, что мы сможем улучшить людям условия проживания.
В ответ Александр Филиппов зачитал протоколы заседаний комиссий по землепользованию и застройки Уфы, где обсуждалась возможность заключения договоров о развитии застроенных территорий. На одном из них в 2011 году в качестве представителя администрации Кировского района присутствовал Олег Котов.
– Скажите как есть, все-таки. Знали ли вы о договорах РТ или не знали? – спросил Александр Филиппов. – Что надо сказать? – растерялся Олег Котов. – Правду, только правду, – подчеркнул Филиппов.
Свидетель сообщил, что не помнит этого совещания, но, если он занесен в протокол, значит, он в нем участвовал.
Александр Филиппов напомнил, что Олег Котов присутствовал на совещании в мэрии, на котором обсуждалось, допустимо ли наложение адресной программы и договоров о развитии. Тогда правовое управление администрации города дало четкий ответ, что это возможно, сказал Филиппов. Также он зачитал письмо от 2013 года, подписанное бывшим главой Кировского района Динаром Халиловым, в адрес бывшего сити-менеджера Ирека Ялалова. К нему прилагался список аварийных домов за подписью Олега Котова для включения в адресную программу. В числе прочих в перечне есть дом №4а на улице Некрасова, а рядом информация о застройщике участка – ГУП «Фонд жилищного строительства РБ».
Котов заявил, что считает правильным включение домов из договоров о развитии в адресную программу по расселению, поскольку «не было уверенности, что застройщик их расселит».
– Кто быстрей расселит, то и хорошо, – выразил уверенность свидетель.
На вопрос адвоката Рустэма Асянова, есть ли, по его мнению, нарушение закона в наложении программы и договоров о развитии, Олег Котов ответил, что, «наверное, нет никакого нарушения».
– Если дом аварийный, завтра он рухнет и погребет под собой жителей, – заметил он.
– Кто ж спорит. Но именно за это нас и судят, – воскликнул Александр Филиппов.
Олег Котов счел нужным сказать, что с уважением относится к подсудимым, «потому что это руководители, которые работали и делали все на благо города».
Он также сообщил, что представители Фонда дважды приезжали в Уфу с проверками. До того, как утвердить программу по расселению, проверяющие выезжали по адресам аварийных домов, чтобы проверить их наличие. Претензий к тому, что не застройщики их будут расселять, не высказывалось, уточнил свидетель.
Прокомментировать