Завтра, 3 апреля, должна официально начаться процедура расторжения концессии по роддому в городе Салавате. Об этом накануне, 1 апреля, на совместном брифинге в медиа-центре «Россия» сообщили и.о вице-премьера правительства Башкирии Ленара Иванова, и.о. министра здравоохранения республики Максим Забелин и представитель от компании-концессионера Булат Магадеев.
По их словам, процесс расторжения должен занять не более трех месяцев. Пока же участники брифинга подробно рассказали о причинах происшедшего, процедуре расторжения контракта, а также о том, какие выводы были сделаны из происшедшего.
Хронология событий вокруг салаватского роддома
— У нас получился опыт, который привлек внимание всей страны. Нужно сказать, что в России пока еще только нарабатывается такой опыт заключения концессионных соглашений. Одно дело – заключить соглашение, и совсем другое – еще и успешно реализовать его, — начала рассказ Ленара Иванова. – Тот факт, что заключение соглашения длилось почти 10 месяцев, — с апреля до декабрь 2017 года, говорит о том, что это достаточно сложный документ. И сейчас мы понимаем, что, к сожалению, не все было учтено.
По ее словам, правительство вплотную подключилось к урегулированию ситуации в роддоме в декабре прошлого года.
— Иногда я читаю в соцсетях, что власти умалчивали проблему, но на самом деле за такой тишиной была скрыта напряженная работа, — пояснила Ленара Хакимовна.
Сначала были предприняты попытки исправить положение в рамках существовавшего соглашения, а потом, после переговоров и выездов на место, в Салават, пришли к решению принять дополнительное соглашение. В этом документе предполагалось отразить ответы на такие проблемные вопросы, как зарплата сотрудников роддома, учет льготного стажа для пенсионного обеспечения, более четко обозначить этапы вложения сумм капитальных вложений концессионера.
По словам Ленары Ивановой, в процессе общения с сотрудниками роддома была достигнута договоренность, что они дождутся окончания работы над дополнительным соглашением.
— Если честно, я была уверена, что всё будет нормально, — призналась Ленара Хакимовна. – Однако 18 марта, когда итоговая версия дополнительного соглашения была подготовлена акционерами, стало очевидно, что договориться не удается. И 19 марта мы приняли решение о том, что готовы расторгнуть соглашение.
Инвесторы, в свою очередь, также обсудили ситуацию и приняли решение о целесообразности прекращения соглашения. Таким образом это делается по соглашению сторон без взаимных претензий.
Когда все вопросы были обсуждены, ситуация была вынесена в публичную плоскость.
Ленара Иванова подчеркнула, что юридического опыта как заключения, так и расторжения концессионных соглашений у регионе практически нет. И данное обстоятельство также сыграло свою существенную роль в происшедшем.
— Мы все заинтересованы в том, чтобы данный процесс прошел в спокойном и нормальном рабочем режиме, — подчеркнула Ленара Иванова. — Важно сохранить добрый, хороший климат в отношении инвесторов. Что касается салаватского роддома, дальше он будет работать в рамках государственного учреждения, чтобы, в первую очередь, не пострадало население.
Объективные и субъективные причины случившегося
Со стороны инвесторов выступил Булат Магадеев. Он напомнил о том, что концессионер предлагал прекратить реализацию проекта еще в феврале текущего года. Тому были свои причины – как объективные (то есть не зависящие от воли обеих сторон соглашения), так и субъективные.
Помимо «неконструктивной риторики», которая в последнее время сопровождала новости о событиях вокруг салаватского роддома, концессионеру пришлось столкнуться с проблемами, которые сделали невозможным продолжение концессии.
— Во-первых, это несоответствие существующих архитектурных планировок роддома и женской консультации требованиям СанПиН, — пояснил Булат Магадеев. – Надзорные органы прямо указали нам на то, что непрерывное оказание медицинской помощи населению и процесс реконструкции роддома совмещать нельзя, а также нельзя оказывать медицинскую деятельность при существующих планировках до завершения реконструкции. Кроме того, высота потолков в женской консультации не соответствует положенным нормам и это невозможно исправить даже путем реконструкции. А непрерывная работа роддома была непременным условием концессионного соглашения. Данное серьезное противоречие решить на сегодняшний день не представляется возможным. Фактически можно только построить новое здание.
Вторая причина расторжения концессии — это потеря льготного стажа сотрудниками роддома. Это связано с несовершенством пенсионного законодательства.
— Мы пытались привлечь внимание к этой проблеме, обращались в различные органы, получали очень противоречивые ответы, — отметил Булат Гафурович, – На сегодняшний день мы, наконец-то, получили ответ от Пенсионного фонда предполагающий переход в другую форму собственности в виде частного учреждения здравоохранения, чтобы, наконец-то, решить этот вопрос. Но теперь, когда концессия расторгается, в продолжении этой работы уже нет необходимости.
В-третьих, у концедента в лице правительства Башкирии, появились дополнительные условия по сокращению срока вложения инвестиций.
— Наши расчеты показали, что сократить сроки своих инвестиционных обязательств мы не можем — пояснил Булат Магадеев. – Именно поэтому и нужна была та пауза, во время которой проводились расчеты и делались прогнозы.
В качестве субъективных причин, помешавших реализации концессии, Булат Магадеев привел факты, которые ранее в публикациях СМИ не звучали и высветили ситуацию с иной позиции.
– Когда мы зашли на объект, начали наводить порядок, в том числе, пресекать оказание медицинских услуг за неофициальную плату, — заявил Булат Магадеев. — Столкнулись мы с сопротивлением части персонала и при организации обучения для работы с новым оборудованием.
По его словам, ряд медиков могли прекратить прием пациентов раньше положенного времени. Вдобавок были выявлены «мертвые души», т.е. в штате числились люди, которые подолгу не появлялись в учреждении. В процессе аудита финансово-хозяйственной деятельности прошлым летом был также выявлен факт начисления повышенной зарплаты бывшему главврачу роддома без согласования с работодателем, как было прописано в трудовом договоре. Все эти обстоятельства позволили концессионеру настаивать на смене руководства медучреждения.
— Сопротивление людей в ответ на наши усилия по выстраиванию взаимодействия с коллективом тоже существенно осложнили нашу работу, — уточнил Булат Магадеев. – Но мы ни в коем случае не стремились решать эти вопросы через увольнение, а пытались найти взаимопонимание. Увы, нас не захотели услышать.
При этом зарплата сотрудников, по его словам, стабильно росла, и ее нынешний уровень значительно отличается от того, каким он был в апреле 2017 года. В итоге совокупность объективных и субъективных причин привела инвесторов к решению о нецелесообразности продолжения работы и прекращению действия концессионного соглашения.
Стоит отметить, что инвестор – ЗАО «Генус» не является новичком в реализации инвестиционных проектов в сфере медицины. Как рассказал Булат Магадеев, в числе проектов, осуществленных ими на территории от Калининграда до Владивостока, есть инвестиции в области кардиологии, нефрологии, хирургии, гинекологии, ЭКО, активно развиваются поликлиническое направление и лабораторные услуги. Общее число сотрудников Группы компаний превышает сейчас три тысячи человек.
Что будет дальше?
Максим Забелин, как глава минздрава РБ, заверил, что государственными структурам будут предприняты все усилия для того, чтобы населению Салавата оказывалась качественная медицинская помощь.
— На 75 процентов костяк сотрудников роддома сейчас сохранился, все сотрудники роддома будут переведены на работу в городскую больницу Салавата с сохранением стажа, всех социальных льгот и выплат. Такое предложение будет сделано всем сотрудникам. Насильно увольнять и насильно принимать кого-либо на работу мы не планируем, — заверил он. — Даже в период, когда АНО «Перинатальный центр» прекратит свою работу, а в качестве госучреждения роддом еще не сможет работать, пациенты не должны остаться вообще без медпомощи. Они будут перенаправлены в другие медучреждения.
Параллельно будет идти передача помещений и имущества от АНО «Перинатальный центр» в оперативное управление городской больнице Салавата.
Кстати, глава минздрава отдельно уточнил, что по качеству оказания медицинской помощи в АНО «Перинатальный центр» замечаний не было. Соответственно, никаких санкций в отношении концессионера минздрав принимать не собирается.
Ленара Иванова, в свою очередь, также пояснила, что проверка прокуратуры совместно с Роспотребнадзором, Росздравнадзором и Рострудом вопиющих нарушений в работе АНО «Перинатальный центр» не обнаружила.
— Эти нарушения очень распространены, они бывают и у государственных учреждений, — сказала она.
Что касается средств, вложенных концессионером в реализацию соглашения, то, по словам Булата Магадеева, назвать точную сумму пока сложно, поскольку часть уже приобретенного для роддома медицинского оборудования физически еще не поступил в Салават.
— Считать его или нет, будет ли оно использоваться в процессе дальнейшей работе роддома предстоит решать в процессе переговоров в соответствии с актами приемки-передачи имущества, — объяснил представитель концессионера. – Плюс есть оборудование, которое не входит в концессионное соглашение, но было необходимо для организации нормальной работы роддома, – компьютеры, программное обеспечение и т.д.
Реконструкция роддома будет продолжена теперь уже за счет государства, причем данная финансовая нагрузка, судя по комментариям чиновников, потребует поисков дополнительных ресурсов в региональном бюджете, а также привлечения внебюджетных средств. Ответы о сумме, необходимой для реконструкции салаватского роддома, должна дать специальная комиссия.
Само ЗАО «Генус», кстати, не собирается разрывать отношения с Башкирией и намерено дальше продолжать реализацию инвестиционных проектов. Булат Магадеев назвал сумму в 1 млрд рублей, которые инвестор готов вложить в медицину нашей республики. По его словам, инвестор ждет от регионального Минздрава предложений о «горячих точках», требующих инвестиций.
При этом Ленара Иванова отдельно отметила, что реализация будущих проектов во многом зависит от журналистов.
— Можно опорочить любое даже самое хорошее дело, а можно всем вместе достойно выйти из любой сложной ситуации. Мы все получили определенный опыт и постараемся его применить в будущем, чтобы не испортить репутацию Башкирии, как региона, доброжелательно настроенного к инвесторам, — сказала она.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать