В августе 2018 года ООО «РиаПласт», построившее фабрику в селе Тюменяк Туймазинского района Башкирии, возвело новый цех и начало продавать полипропиленовую тару на экспорт. Как только новые китайские экструдеры* прошли «растаможку», предприятием основательно занялась таможенная служба. И теперь от результатов проверки зависит жизнь самого предприятия. Медиакорсеть разбиралась в ситуации.
– Надзорники 8 месяцев не оставляют нас в покое, – рассказал замдиректора предприятия Марат Шайдуллин. – Уже было 12 (!) заходов проверяющих. Они сообщили, что мы перевезли экструдеры по неправильным кодам. На вопрос «Почему вы вообще пропустили неправильно задекларированное оборудование?» — не отвечают.
— Уже вторую неделю они направляют нам требования о предоставлении документов, молча ходят по цехам и в который раз перепроверяют, очень упорно и терпеливо, — продолжил Шайдуллин. — Размер предполагаемого штрафа с пеней – около 20 миллионов рублей. Учитывая наши непрерывные поставки в Узбекистан и Казахстан, нехватку оборотных средств (кредиты производственникам не дают), штраф уничтожит современное производство. 75 местных работников будут уволены.
По словам Шайдуллина, предприятие обращалось к таможенникам с письмом, в котором ссылалось на постановление правительства России № 372, согласно которому оборудование, которого нет в стране, можно завезти по нулевой налоговой ставке и оно не подлежит обложению НДС.
— Наши экструдеры относятся к этому перечню, но ответа нет, — сообщил Марат Шайдуллин. — У нас затребовали ряд документов, которые мы запросили в Китае, потом перевели в России и отправили надзорникам. Других причин, на наш взгляд, продлевать проверку до восьми месяцев нет. Как и ее результатов.
— Предприятие словно в осаде, — сетует замдиректора. — Люди в мундирах уже давят на психику. Если таможенники вынесут постановление о санкциях с переводом взысканий на наш расчётный счёт, то фабрика встанет. Потому что даже наше заявление в суд её не спасет. Если лицензированный опытный брокер, проводивший растаможку, не знал об этой кипе дополнительных документов, а также сами таможенники, пропустившие машины через границу, то кто должен знать тогда? Что это вообще такое? Проверка до победного конца?
О своих проблемах производственники рассказали министру промышленности и инновационной политики Башкирии Алексею Карпухину во время приёма граждан в Туймазах.
– Почему не обратились в суд? – спросил министр.
– Таможенники не вынесли ни одного процессуального решения, которое мы могли бы обжаловать, станки работают. Они до сих пор не сказали, в чём наше нарушение, ошибка, — ответили они министру. — Мы обратились к бизнес-омбудсмену.
– Таможенники делают свою работу, – сообщил Алексей Карпухин. – Омбудсмен занимается уже конкретными решениями инстанций с признаками нарушений. А Вам надо обратиться в уфимский филиал Российского экспертного центра, либо заказать экспертизу в Торгово-промышленной палате республики. В любом случае я подготовлю официальный запрос в Российскую таможню.
Медиакорсеть направила запрос в Башкортостанскую таможню. Вот что сообщил ее начальник Марат Сафиуллин:
– В соответствии с п. 7 ст. 310 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС) контроль может проводиться в течение 3 лет со дня наступления обстоятельств, указанных в п. 7-15 статьи 14 ТК ЕАЭС. В отношении ООО «Риапласт» проводится внеплановая проверка, решение о которой было вручено лично директору Р. Шайдуллину. В нем указаны основание назначения проверки и ее вопрос.
— Значительные сроки проверки связаны с проведением таможенных экспертиз, а также с продлением сроков представления документов и сведений по обращениям ООО «Риапласт», -сообщил Марат Сафиуллин. — Проверка не завершена, решения не приняты. Ограничения по пользованию ввезенного товара в виде ареста или изьятия таможенным органом не накладывались. Факты препятствования производственной деятельности со стороны таможни отсутствуют.
— Решения о соблюдении ТК ЕАЭС ООО «Риапласт» будут сделаны по результатам проводимого таможенного контроля, — также написал он в официальном ответе.
Складывается впечатление, что у государственной машины какое-то «раздвоение сознания». С одной стороны, экономические ведомства ратуют за развитие отечественного бизнеса с продажей своей продукции на экспорт, а с другой стороны — силовое ведомство контролирует этот бизнес настолько жестко, что впору уже задуматься о его закрытии.
*Экструдер — машина для непрерывной переработки полимерного сырья (гранул, дробленки, агломерата) в однородный расплав и придания ему формы путём продавливания через экструзионную головку и специальное калибрующее устройство, сечение которого соответствует конфигурации готового изделия.
Прокомментировать