Главная » Общество » Первая любовь к городу: Почему «Весенний бал» стал важен для Уфы и уфимцев

Первая любовь к городу: Почему «Весенний бал» стал важен для Уфы и уфимцев

«Весенний бал», который ежегодно проходит на Советской площади в Уфе, обладает интересной особенностью — с каждым годом круг людей, которые относятся к этому событию с особым трепетом, становится всё шире. Это происходит за счет новых выпускников школ и их близких, для которых «Весенний бал» ассоциируется с первым шагом их детей во взрослую жизнь. После эмоций, пережитых рядом со столь же взволнованными зрителями на Советской площади, по которой изящно вальсирует твой ребенок, потом — и через год, и через два — ловишь себя на мысли, что стремишься вновь оказаться на этом празднике и ощутить то же самое волнение.

Это магия. И те, кто ее придумал, наверняка, должны быть подвержены ей больше других. Чтобы проверить эту догадку, мы встретились с главным распорядителем «Весеннего бала» — уфимским хореографом Альбиной Сулеймановой, чей звонкий голос уже восьмой год приводит в движение круги выпускников на Советской площади. Разговор получился не только о «Весеннем бале», но и о занятиях танцами, и о воспитании детей, и о многом другом.

— Альбина Азатовна, 25 мая в 19 населенных пунктах, включая Уфу, Стерлитамак, Оренбург и другие города и поселки, вновь пройдут «Весенние балы». Лично я стала поклонницей этого события, после того, как моя дочка три года назад закончила школу. Судя по тому, как выпускники радуются жизни, вдохновенно танцуя на балу, несложно догадаться, что ему предшествует титаническая работа. Расскажите, как проходит подготовка к балу?

— Искренне считаю, что залогом успеха «Весеннего бала» являются два ключевых компонента: моя авторская методика общедоступной формы танца и слаженная работа большой молодой и творческой команды компании «Уфанет». В организации этого мероприятия задействованы около 1000 её сотрудников, которые четко взаимодействуют друг с другом, с городскими властями, руководством школ и, конечно же, непосредственно с выпускниками. «Весенний бал» — это, можно сказать, удачное сочетание музыки, хореографии и высоких технологий в виде телевидения, средств связи, способов съемки, обеспечения качества звука, а также мер безопасности и т. д.

— Если отвлечься от технической составляющей, то главное в «Весеннем бале» — это все-таки танцы. Как стало возможным обучить довольно сложным бальным танцам такое огромное число школьников за сравнительно короткий период — с марта по май?

— За прошедшее время год от года уже выработался определенный алгоритм подготовки к балу. Подготовка к балу в школах начинается еще зимой, и она состоит из двух основных частей. Сначала мы готовим сценарий, рисуем картину, как это будет происходить, снимаем видеоуроки, с которыми сотрудники «Уфанета» и волонтеры, участвующие в подготовке бала, отправляются в школы и проводят с выпускниками первые занятия. В апреле, едва сходит снег, начинаются занятия на открытых площадках. Сначала проходит первый круг репетиций по районам, я на них езжу, чтобы познакомиться с ребятами, настроить их на общий лад. Это весьма адреналиновый период.

Потом, уже в канун бала, проходят еще столь же адреналиновые события — три майские итоговые репетиции с участием всех выпускников.

Помню, в 2012 году, когда все только начиналось, мы прямо во время бала сперва с ребятами повторяли движения под счет, а потом уже танцевали под музыку. Но потом осмелели и поняли, что можем танцевать и без такого «прогона».

На словах это всё может показаться простым. На самом деле, за этим стоит колоссальная работа огромного коллектива.

— Понятно, что многие выпускники сегодня с танцами на «вы». Мы были на вашей репетиции в Черниковке и видели, как суровые черниковские парни послушно осваивали движения танго. Как удается их заинтересовать этим занятием? Или вы задействуете админресурс в лице учителей?

— Я искренне считаю, что главные вдохновительницы наших кавалеров-выпускников — это их дамы-одноклассницы! Возможно, в самом начале «админресурс» применяется, чтобы ребята хотя бы раз пришли на репетицию, а дальше уже моя задача — чтобы у них загорелись глаза, и они сами ждали следующую репетицию.

Тут вот еще какой момент есть: вокруг «Весеннего бала» формируется особая аура — у ребят в этот период бывает первая влюбленность, они приходят на репетиции нарядные, танцуют в паре с предметом своего обожания, держатся за руки, общаются. У нас в программе есть танец со сменой пар, и вот, передвигаясь по кругу, ребята видят перед собой незнакомых ровесников, возможно, оценивают их по-своему, а потом возвращаются в свою пару и говорят сами себе: «А мой партнер лучше!» (смеется). А вокруг весна, просыпается природа, ярко светит солнце. И город, частью которого чувствуют себя взрослеющие дети, видится им светлым и ясным. Так, через «Весенний бал», вместе со всеми этими ощущениями ребята проникаются и первой любовью к своему городу…

Что же касается админресурса, моя позиция такова: пусть лучше 5 или 10 процентов выпускников совсем не примут участие в бале из-за нежелания или по другим причинам, чем «принудиловка» убьет саму идею праздника. Праздник по принуждению — это уже не праздник.

— Альбина Азатовна, вы давно занимаетесь танцами. Что можете сказать вообще о стремлении детей обучаться этому искусству? Есть ли сейчас такая тенденция или она пала жертвой гаджетов?

— Я преподаю общедоступную форму танца почти 30 лет, веду занятия для разных возрастов и категорий — обычных школьников, студентов Академии искусств или взрослых горожан, которые хотят научиться танцевать для себя. К сожалению, не могу сказать, что дети сегодня сами стремятся учиться танцам, пока не получат шанс попробовать себя в этом. Над этим мы и работаем (смеется). Я поняла этот секрет, когда в 13 лет побывала в лагере «Артек», там вожатые обучали нас очень легким танцам, которые в этот же день вечером мы танцевали на знаменитых артековских «массовках». Тогда я осознала: танцы должны и могут приносить радость, а не доставлять мучения.

Большинство детей, действительно, погружены с головой в гаджеты. Потом они, конечно, «выныривают» из телефонов и компьютеров и понимают, что есть еще другая жизнь, но этого мало. Нужно, чтобы у ребят еще глаза горели, было желание заниматься чем-либо важным и полезным.

Я веду уроки танцев в начальных классах в третьей гимназии в Уфе, в основном занимаюсь с классами одних и тех же преподавателей, которые хорошо знают меня и умеют настроить на занятия танцами родителей и детей. Это, например, относится и к первой учительнице вашей дочки — Лилиане Викторовне Наймушиной, она умеет подобрать слова и рассказать, как важно, чтобы дети учились красиво двигаться, мальчики почувствовали себя мальчиками, а девочки — девочками, класс сплотился при помощи танца и т. д.

Я по образованию врач, ко многим вопросам отношусь с учетом медицинских нюансов. Считаю, что в начальной школе или более раннем возрасте учителя и родители еще могут за руку привести ребенка на танцы. Но в среднем школьном звене, на мой взгляд, дети уже должны сами выбирать для себя род занятий, подчеркивающий их индивидуальность: мальчики — посещать спортивные секции (плавание, борьбу и прочие), а девочки — например, гимнастику. И постепенно, когда из этих ребятишек с возрастом «поляризуются» юноши и девушки, тогда уже наступает время балов. Молодой человек галантно подает руку прелестной барышне, приводит в танцевальный зал, где они осознанно танцуют вместе, потому что им хочется этого, им это нравится!

Я считаю, что балы должны быть в жизни каждого ребенка, такие мероприятия участвуют в формировании их личности, учат видеть и понимать прекрасное, раскрывают их внутренний мир.

— Помимо «Весеннего бала», вы проводите ежегодно и Мариинский бал в третьей гимназии. Эти балы тоже стали знаковыми событиями, подобное есть не во всех школах. Насколько я помню, в них дети тоже участвуют по желанию. Помню, как мы искали для дочери платье, длинные перчатки, «сочиняли» прическу. Она, кстати, сама не танцевала на Мариинском балу, но готовилась к нему с большим вдохновением.

— Да, вы правы, вокруг Мариинских балов тоже формируется аура — репетиции танцев, выбор нарядов, причесок у девочек. Вот у меня два сына, один закончил школу до появления Мариинского и Весеннего балов, а второй успел поучаствовать и в том, и в другом. Дочки у меня нет, но я понимаю эмоции мам, которые стараются нарядить своих «куколок» на бал. Это занятие, в котором порой участвует вся семья, — советами, поиском аксессуаров. Девочки чувствуют себя принцессами, учатся быть красивыми, делать макияж. Они учатся общаться и понимать друг друга в паре с кавалером, иногда прямо-таки мудреют на глазах — это важный момент в парных танцах, поклонницей которых я сама являюсь.

Мальчики надевают фраки, бабочки, мундиры гусар или даже просто строгие костюмы, в жизни 15-16-летних ребят появление в таком виде в красивом зале — тоже важнейшее событие.

У Мариинских балов есть своя изюминка. Танцы в бальных платьях и фраках — это, конечно, их основная часть, но потом ребята переодеваются в современные модные наряды и танцуют ча-ча-ча, рок-н-ролл, танго и другие современные танцы, эту часть бала они называют современным словечком «движуха». Без ­этого не получилось бы отыграть всю палитру эмоций.

— Из этих балов, вероятно, и выкристаллизовалась идея «Весеннего бала»?

— Отчасти да. Тут сыграл важную роль и еще один момент. В конце 90-х годов руководитель компании «Уфанет» Искандер Бахтияров занимался танцами в моей студии. Потом прошло энное количество времени, и однажды он появился у нас снова и предложил обучить танцам сотрудников его компании, средний возраст которых на тот момент составлял 29 лет. Для меня привлекательным стал тот факт, что в «Уфанете» работает много мужчин, то есть с партнерами проблем не ожидалось. Так и вышло: на первую же репетицию пришли сорок пар, и вскоре мы уже провели первый полноценный новогодний бал.

А к 2012 году созрела идея устроить общегородской бал выпускников. Сначала он прошел на горсовете, а на следующий год перебрались на Советскую площадь, которая повлекла за собой идею аллеи выпускников и других площадок, работающих теперь, в день «Весеннего бала», каждый год.

Если вспомнить знаменитые питерские «Алые паруса», там выпускники собираются в одном месте в качестве зрителей и наблюдают за этим большим и ярким шоу. На нашем «Весеннем балу» выпускники являются главными действующими лицами, на них устремлены в этот день все взоры, они — герои, в этом главное отличие нашего праздника. После праздников с артистами и т. д., которые взрослые устраивают для детей, у них остаются воспоминания и фотографии. А после «Весеннего бала» у них останется умение танцевать (или как сейчас это принято называть — компетенция), по крайней мере, вальс на своей свадьбе они точно станцуют!

— То есть идея «Весеннего бала» не была позаимствована, это чисто наша уфимская придумка?

— Да, это так. Абсолютно точно могу сказать, что ничего подобного нигде раньше не было. Уфе есть чем гордиться, потому что Уфа — родина «Весеннего бала». В этом году в школу поступили первоклассники, которые родились в год первого «Весеннего бала», и для них он уже будто проходил в нашем городе «всегда».

Я общалась с ребятами, уехавшими после школы учиться в другие города России или за границу, они приезжают в Уфу и с гордостью говорят, что такого грандиозного события больше нигде не видели.

На организаторов даже выходили представители Книги рекордов Гиннесса, чтобы зафиксировать рекордное число участников бала выпускников — ведь их каждый год собирается на Советской площади около пяти тысяч человек! Загвоздка возникла в том, что по правилам Гиннесса нужно вести подсчет участников бала перед его началом — раздавать им какие-то браслеты, пропускать через турникет. Но это разрушило бы атмосферу праздника, и мы решили отказаться от Гиннесса, пожертвовав рекордом. Хотя, на мой взгляд, при желании представители Книги рекордов для подсчета участников бала могли бы воспользоваться кадрами, которые ежегодно снимают с квадрокоптера сверху, там вполне можно рассмотреть число танцующих ребят на площади.

— Через год после того, как моя дочка окончила школу, я увидела ее одноклассников в числе волонтеров «Весеннего бала», помогавших в его проведении. Думаю, тут дело не только в том, что они таким образом получили возможность законно пропускать лекции в институте.

— Да, многие ребята, кому особенно запал в душу «Весенний бал», приходят через год принимать в нем участие уже в качестве волонтеров, чтобы снова окунуться в эту удивительную атмосферу. Другие просто приходят поприсутствовать на площади в качестве зрителей. Я представляю себя на их месте и понимаю, что мне бы, наверное, тоже одного года «Весеннего бала» было недостаточно.

— «Весенний бал» каждый год преподносит сюрпризы. В прошлом году дети вместе с взрослыми танцевали под песню «Туган Як». А в этом году будут сюрпризы?

— Секреты раскрывать не хотелось бы. Могу сказать, что у нас каждый год, помимо центральной площадки, что на Советской площади, действуют еще несколько, на которых ребята и взрослые могут исполнить разные танцы — вальс, брейк, рок-н-ролл и т. д. Самая массовая такая площадка — «Школьная» — располагается на перекрестке улиц Ленина и Пушкина. Мы ее считаем лабораторией «Весеннего бала» и обычно на ней «обкатываем» что-то новое. Вот в прошлом году попробовали станцевать танго, поняли, что это выполнимо. В итоге в этом году дети станцуют на площади танго, думаю, будет очень эффектно. На «Школьной» площадке в этом году впервые будут танцевать и дети-колясочники. Пожелаем им успеха.

Неизменными, конечно, останутся шаг полонеза, которым ребята вступают на площадь, и классический вальс. Очень нравится выпускникам так называемый флэш-данс, который представляет собой попурри из разных танцев, причем каждый год это новая подборка танцев.

— В прошлом году номер «Туган Як» вместе со школьниками с удовольствием спели и станцевали гости на сцене, включая прежнего мэра Уфы Ирека Ялалова и экс-министра образования Гульназ Шафикову. Вы готовы к тому, что на ваши мероприятия могут приехать и более высокие гости, которые тоже включатся в общее действие?

— Да. А почему нет? Особенно, если вспомнить, что не так давно с трибуны школьного форума прозвучал призыв учить детей вальсу по субботам. А мы уже семь лет этим занимаемся. Получается, что мы опередили время.

Кстати, насколько я знаю, Радий Хабиров сам хорошо танцует. Муж как-то показывал мне видео, на котором Хабиров танцевал вальс на мероприятии в Красногорске, еще задолго до своего переезда в Башкирию.

— А как вы ощущаете себя во время бала? Как бы не сглазить, но вы ни разу не допустили ни оговорки, ни ошибки, проявляете потрясающее самообладание. Чего вам это стоит?

— Я морально настраиваюсь, стараюсь максимально концентрироваться и ни на что не отвлекаться во время бала. Смотрю только на площадь и думаю только о программе.

Один раз, в первые годы проведения бала, была нештатная ситуация — выключилась музыка. Но мы не растерялись. Я продолжила считать, зрители хлопали в такт, и мы дотанцевали сиртаки до конца.

На следующий день после бала я отсыпаюсь, а как только приду в себя, начинаю думать уже про следующий «Весенний бал».

В этом году мне летом исполнится 55 лет, недавно внучка родилась. Как будто всё сложилось, можно постепенно и на заслуженный отдых собираться. Пожалуй, пора начинать готовить преемника, который возьмет на себя проведение «Весеннего бала».

— А вы уверены, что сможете спокойно жить на пенсии без Весеннего и Мариинского балов? Что-то верится с трудом.

— Не знаю даже. Даже если найдется для меня замена, то я, наверное, все равно так или иначе буду в этом процессе участвовать, вращаться в этой атмосфере. Мне нравится всё — репетиции, общение с ребятами, запах свежих сосновых досок, из которых делают сцену на площади, солнце, радость, танец… Мы стараемся передать свои эмоции ребятам, заразить их этим драйвом.

Вот одно очень важное для меня наблюдение: в этом году на площади имени Ленина во время нашей репетиции мимо проходили парень с девушкой, которые увидели знакомых среди наших школьников. Те стали звать их танцевать вместе с нами. Ребята стали отнекиваться и говорить, что не умеют. А наши говорят: «Идемте! Мы вас научим!». В этот момент я вновь почувствовала, что мы не напрасно затеяли всё это!

Теперь, после того, как вы вместе с нами заглянули «за кулисы» праздника, приглашаем посмотреть другими глазами на нынешний «Весенний бал». Итак, он состоится 25 мая на Советской площади в Уфе, а также еще в 18 населенных пунктах Башкирии и Оренбургской области. Начало мероприятия в 12 часов.

В общей сложности в «Весеннем бале» за восемь лет приняли участие около 66,5 тысячи ребят.


Источник

Первая любовь к городу: Почему «Весенний бал» стал важен для Уфы и уфимцев

Прокомментировать