Наша съемочная группа встретилась с одним из них. Что изучает наука этнография, узнал Александр Колинченко.
Что-то не так с этим изображением богатой казашки 18-го века. В одной из своих статей этнограф Елена Нечвалода указала на ошибку в аннотации 200-летней давности. Ученый уверена, что художник, участвовавший в той этнографической экспедиции, запечатлел не что иное, как утраченный вариант зауральского башкирского женского костюма. В первую очередь на эту мысль наводит расшитое монетами нагрудно-наспинное украшение.
Этнография – наука описательная. Как и в 18 веке, задача ученого — увидеть и как можно подробнее описать то, что является образцом культуры того или иного народа. Современные этнографы, вооружившись диктофонами, фотоаппаратами и видеокамерами, тетрадями и ручками, отправляются в глубинки. Старики всегда рады показать оставшиеся еще от родителей предметы, поделиться воспоминаниями или просто спеть.
После каждой такой поездки кандидат исторических наук Елена Нечвалода привозит тетради конспектов. Рукописи содержат подробнейшие чертежи и схемы платьев, детальные прорисовки вышивок. Елена изучает культуру этносов, проживающих на территории волго-уральского региона. Является автором десятков статей и нескольких книг. Замечаем — на стене кабинета висит автопортрет. Работа выполнена еще во время учебы на первом курсе худгафа. Хотела в юности стать художницей, но увлекли орнаменты.
Чем больше у ученого знаний, тем больше у него вопросов. Бывают и такие, которые просто ставят в тупик. В этом марийском костюме есть малозаметная деталь. Оборка платья прошита голубой нитью. Задача больше техническая нежели декоративная. Но почему нить именно голубая? Вопрос так бы не волновал, не встречайся то же самое в народных костюмах мордвы, русских, башкир… слишком часто, чтобы быть случайностью.
Прокомментировать