Всемирно известный скульптор Салават Щербаков приехал на родину своего отца, на бывшую территорию Башкирии. Художник поставил цель найти свои корни: дом, где родился его отец, и интернат, где вырос сам.
Салават Щербаков никогда не бывал здесь, но всё детство слушал истории отца про благодатный край в сердце страны – Башкирию.
Салават Щербаков родился и вырос в Москве, но его отец, Алексадр Семёнович Ишкильдин всегда говорил о себе две вещи: я – башкир и фронтовик.
Но отец рассказывал Салавату, что в деревне Разномойке он только вырос, а родился в другом месте – селе Кульчумово и уже в 9 лет остался сиротой.
Путь на родину отца начался с места его рождения — села Кульчумово Саракташкского района Оренбургской области. Селу уже 513 лет, но его население – чуть больше 300 человек. Прибытие скульптора из самой Москвы здесь — большое событие, Салавата Щербакова встречали почти все взрослые жители села. Как принято в деревнях, почётного гостя приветствуют песней. О родине.
Поговорив с сельчанами, Салават Александрович пытался найти хоть кого-то, кто помнит семью его отца хотя бы по рассказам старших родственников. Тщетно.
Но 40 лет назад Александр Ишькильдин сам побывал в Кульчумово и тогда застал живыми стариков, которые помнили и его самого маленьким, и его отца — Сиразетдина Ишкильдина, деда Салавата Щербакова. Как говорил скульптору отец, его папа был башкиром, мать — татаркой.
Старожилы рассказывают, что раньше это село было башкирским, и в 1830-х годах сюда приехали татары. И именно по этой улице проходила граница, разделяющая деревню на две части — татарскую и башкирскую.
Салават Щербаков заглянул в мечеть, где вспомнил всех родных со стороны отца, имена которых ему удалось восстановить
Жители села не могли отпустить скульптора, не познакомив его с кухней башкирского и татарского народов. Бишмармак, казылык, чак-чак, кыстыбый и корот – еда предков пришлась Салавату Александровичу по вкусу. Несмотря на то, что в Кульчумово не нашлось никого, кто бы помог ему приоткрыть страницы прошлого, он счастлив, что побывал там, где родился его отец.
Скульптор отправляется дальше в Тюльганский район. Деревня Разномойка в 20-е годы прошлого века относилась к Башкирской АССР. Теперь это Оренбургская область. Именно в этой деревне Александр Ишкильдин прожил с 9 лет до начала войны. Он прошёл всю Великую Отечественную.
Александр Семёнович Ишкильдин в армии с июня 1941 года. Минёр, а затем командир отделения минёров. Воевал на Юго-Западном и Сталинградском фронтах. Участвовал в оборонительных боях на Украине, Харьковской битве, на дальних подступах к Сталинграду. Был награждён Орденом «Красной звезды», медалью «За отвагу», медалью «За оборону Сталинграда».
Попытки отыскать детский дом, в котором вырос Александр Ишкильдин, ни к чему не привели. Не могли помочь и местные жители, никто из них даже не слышал, что в деревне когда-то был детский дом. Казалось, все поиски были напрасны. Неужели и в эти документы закралась ошибка? Где же тогда жил отец скульптора больше 10 лет? Но, к счастью, нашлись люди, которые застали те времена. Марие Кузьминичне уже 93, и она рассказала, что раньше в деревне был интернат, куда привозили сирот со всей округи.
Увидев приезжих, к беседе присоединился и Константин Фёдорович, ему «всего» 88, и он дружил со всеми ребятами из деревни
Благодаря воспоминаниям старожилов, старое здание интерната удалось отыскать. Оно оказалось хорошо спрятано за естественной зелёной стеной. Заметить его с дороги практически невозможно.
Вот тот самый интернат, где вырос отец Салавата Александровича, но найти его довольно непросто, всё заросло деревьями и кустарниками. Как видно, здание давно необитаемо, но стены и даже окна ещё целы.
Несмотря на труднопроходимые заросли, Щербаков осмотрел интернат, пытаясь найти вход, но он оказался крепко заперт, да и здание изнутри завалено и представляет опасность. Скульптор решил взять что-нибудь себе на память.
Здание интерната стало символом, что поиски не напрасны, что каждый может найти свои корни, где бы они не затерялись. Тяжёлое время и война разлучили многих людей, оторвав их от родной земли. Но всегда можно вернуться к истокам. А Салават Щербаков продолжит искать родных, которые возможно, остались на башкирской земле или в Оренбургской области. И он решил увековечить образ отца. Сейчас скульптор работает над Главным Храмом Вооружённых сил России, который возводится в подмосковном парке Патриот. Храм украсят росписи с батальными сценами из военной истории, и каждый сможет найти там одного из защитников Сталинграда – Александра Семёновича Ишкильдина.
Прокомментировать