28 сентября все региональные СМИ Башкирии облетела жуткая, пугающая новость: в поселке Строймаш в Стерлитамаке неизвестными, по предварительным сведениям, тремя учащимися из школы № 8 были жестоко убиты 11 щенят. В социальных сетях без всякой ретуши появились пугающие кровавые снимки животных, лежащих на земле друг с другом. «Подростки убили новорожденных щенят — помещали петарды им в рот, разрывали головы, получая таким образом удовольствие от своей жестокой игры» — писали пользователи соцсетей, сразу не церемонясь с оскорблениями, попутно называя детей «извергами», «убийцами», «тварями» и так далее.
Сразу предупредим читателя — наша редакция не ставит своей целью в материале занять чью-то сторону, а лишь пытается разобраться в случившемся, основываясь на результатах предварительной экспертизы, попавшей в наши руки.
Позже выяснится, что собаки погибли еще 21 сентября. В самой школе об этом, как стало известно Медиакорсети, узнали только через четыре дня — школьники то и дело обсуждали подробности случившегося. Сообщалось, что ребята снимали издевательства на видео (которое до сих пор так не появилось ни в СМИ, ни в соцсетях — позже мы к нему еще вернемся) и пересылали его друг другу в чатах. При этом сами школьники, учинившие массовое убийство щенят, угрожали одноклассникам в случае, если те проболтаются о подробностях происшествия. Но дети есть дети и имена виновных мальчиков так или иначе стали известны всей школе.
В школе тем временем провели классный час, пытаясь самостоятельно разобраться в случившемся. На следующий день мама одного из мальчиков, видимо, не выдержав обвинений в адрес сына, пришла в учреждение. Позже выяснится, что причиной визита стала личная неприязнь учительницы к мальчику. Якобы та сломала во время урока ему планшет. Родительница потребовала публичных извинений. Мальчика она также обвинила и в смерти щенят и собаки.
26 сентября в школе состоялось совещание при директоре, на котором был поднят вопрос о причастности учеников к смерти щенят. В администрации школы, только спустя неделю после случившегося, все же решили оповестить все компетентные органы.
Начало травли
В это же время в сети уже появилась петиция от некой Ольгой Двирник из Санкт-Петербурга с требованием привлечь детей к ответственности и просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию полицию, органы опеки, отдел образования, директора школы и всех неравнодушных людей. На сегодняшний день ее подписали 44 388 человек. Для сравнения — петицию с требованием отменить строительство дельфинария в Уфе подписали более 50 тысяч человек.
— Чувствуя свою безнаказанность, малолетние убийцы начали угрожать остальным ученикам школы, что если кто-то проболтается, их ждёт такая же участь. Далее, как в фильмах ужасов, подростки устроили квест на районе «кто круче». И в ход пошли выброшенные котята с 5-того этажа дома. Вчера о происшествии стало известно волонтёру, которая выехала и обнаружила трупы щенят, — сообщалось в петиции.
Сразу отметим, что первым из учителей, кто публично сообщил обо всем случившемся, стала классный руководитель 7 класса Елена Вершинина, о которой мы уже писали выше. Она же и сообщила обо всем своим коллегам и родителям детей. Очевидно, что не все этому были рады: преподаватели обвинили ее в том, что та «выносит сор из избы», «привлекает кучу ненужных проверок из администрации», «создает шумиху», «устраивает скандал». Так травля в адрес подростков перешла и на учительницу. Как со стороны коллег, так и со стороны родителей школьников и СМИ, о чем Медиакорсети сообщили и в самой школе.
— Школа у нас небольшая, всего 300 человек, всех родителей наших детей мы знаем, никогда никаких конфликтов у нас не было. Когда в социальных сетях, в СМИ, появились недостоверные данные о случившемся — в отношении наших учителей началась настоящая травля, мы хотим еще раз обратиться к общественности: пока ведется следствие, мы никого не можем голословно обвинять. И увольнять учителей никто не собирается, — заявила в телефонном разговоре заместитель директор школы Гульнар Усманова.
Истерия без фактов, обвинения на почве
Как сообщается в предварительной экспертизе, преподаватель Елена Вершинина действительно могла быть причастной к созданию ажиотажа и паники в социальных сетях и внутри школы. Связано оно в том числе с видео, о котором школьники между собой шептались до, во время и после занятий. На нем школьники якобы убивают собак, используя при этом невыразимо жестокие методы, о которых мы уже писали выше. Этой видеозаписи, напомним, до сих пор нет ни у одного из СМИ, ни у родителей, ни у правоохранительных органов.
— Елена Вершинина, вероятно, решила, что это и есть видео с убийством щенят, она назвала главного виновника Ниязова Вадима, ученика своего же, 7-го класса. В пятницу к директору пришла мама Ниязова Вадима с просьбой разобраться с классным руководителем по поводу разбитого ею планшета и обвинения ее сына в зверском убийстве щенков. Инцидент с планшетом произошёл ранее, когда Вершинина бросила сумку Вадима, в котором лежал планшет. От удара разбилось стекло, и мама пришла к директору с жалобой на классного руководителя, которая занялась травлей ребёнка.
В присутствии председателя профсоюза комитета и администрации школы преподаватель извинилась перед мамой и ушла из школы недовольная. Но через 2 часа в сети интернет появилась статья о детях — живодерах с публикацией двух фото — трупов щенят и видео, на котором Вершинина с волонтёрами Светланой Кондрашовой и др. собирают мертвых щенков, разложив их на ткани. Вся информация была не подтверждена фактами, а лишь стала результатом больного воображения волонтёров. Тут же начались комментарии в сети с оскорблениями, унижениями детей, их родителей, а также учителей. Это была настоящая травля.
По результатам предварительной экспертизы, информация о вине детей пока так и не нашла своего окончательного подтверждения. И сразу было очевидно, что это не всех устраивает: «Виновные все-таки быть должны. И лучше бы прямо сейчас их наказать».
1 октября на месте случившейся трагедии произошел пожар. В сети сразу смекнули — кто-то хочет заместить следы и снять вину с детей. Сами родители, отметим, с журналистами общаться не желали. В беседе с журналистами канала БСТ мать Вадима Ниязова отметила, что «сын ее животных любит, ухаживает за ними, в доме есть котенок, которого он очень любит». Родители другого подростка холодно ответили журналисту, что «воспитывали сына нормально, как все».
О самой Елене Вершининой сообщается немногое: «Не замужем. Детей нет. Занимается разведением кошек и собак в квартире. В последнее время ученики отмечают ее несдержанность и излишнюю эмоциональность».
Запах пороха и горячей пищи
Согласно предварительной версии, озвученной также ранее порталом Ufa1 и правоохранительными органами, шесть щенят погибли от естественных причин. Тела трех разложились так сильно, что точную причину их смерти уже трудно выяснить. У двух щенков были обнаружены ожоги рта. Возможно, от горячей пищи.
Впрочем, эту версию опровергает нам Елена Муллакаева, главный врач одной из ветеринарных клиник Уфы.
— Версия очень сомнительная. С двухнедельного возраста, конечно, можно вводить прикорм животным, но в идеале, это происходит с трехнедельного возраста. До этого времени они все равно остаются на молоке. Если даже привезли им еду, я не думаю, что волонтеры могли довезти его на место в состоянии кипятка. Не верю я этому.
Щенята сами есть горячую еду тоже не могли — они еще не понимают, что еда, слишком маленькие в этом возрасте. Вообще, у нас в республике плохо работает закон о защите животных.
Наверное, слышали о ситуации, когда в мае мужчина в Максимовке прилюдно перерезал горло своей собаке. Эта собака живет в нашей клинике. Мы сейчас боремся, чтобы этот человек все-таки получил хоть какое-то наказание. Подключили всех, кого могли, но полиция ничего не делает.
Не вызывает даже на допрос потерпевших, на глазах детей которых произошла эта жестокая сцена. Детям потом пришлось работать с психологами.
Это объясняется тем, что у нас раньше не было такой практики — наказывать за жестокость в отношении домашних питомцев.
У нас все боятся получить по шапке, даже полиция боится отказного материала прокуратуры. Полиция говорит, что в деле нет потерпевшего, якобы, потерпевший в то же время является обвиняемым, так как зарезал собственную собаку. По их логике, можно проявлять любую жестокость в отношении животных, уж тем более бродячих, так получается? По моему мнению, такие дела должны возбуждаться без потерпевшего и доходить до суда.
Наша клиника запустила благотворительный проект «Надежда на жизнь» и мы тесно работаем с волонтерами. В рамках этого проекта мы уже год два раза в неделю бесплатно кастрируем уличных кошек и собак. Когда случается жестокость в отношении животных, волонтеры обращаются к нам. К сожалению, это случается буквально каждый день. Кто-то скидывает своего питомца с балкона, кто-то пинает так, что разрывается брюшная стенка, кто-то кошкам иголку в глаз тыкает. Как хотят, так и издеваются. Пока не будет работать этот закон, у нас так и будет продолжаться.Чаще всего, с животными жестоко обращаются взрослые. Я думаю, что дети берут с них пример.
На наш взгляд, учителя и родители сейчас выгораживают не детей. Скорее, те прячутся за ними, признавая свою собственную безответственность, упущение в воспитании. Ибо признать детей виновными — подписать приговор своей педагогической бездеятельности. Тоже самое касается и родителей, не желающих общаться со СМИ и открыто признавать вину в случившемся. Получается, что каждый из нас ищет виновных, но виновны в этой трагедии, безусловно, все — родители, которые не общаются с детьми, дети, которые не общаются с учителями, СМИ, которые вынуждены искать виноватых и публиковать горячие, едва ли проверенные факты из социальных сетей.
Добавим, что окончательные результаты проведенные экспертизы будут известны на следующей неделе.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать