«Удивительные истории из жизни. Давеча мне скинули опросник, розданный, как сказали в школе, по указке органов образования для изучения „индекса толерантности“. Не знаю у кого как, у меня такой опрос вызывает встречные вопросы к составителям…» — пишет на своей странице в Фейсбук глава Совета по правам человека в Башкирии Владимир Барабаш.
Опубликованный им социологический экспресс-опросник называется «индекс толерантности». Его составители — психологи Галина Солдатова, Людмила Шайгерова. Опросник, как сообщили Медиакорсети в мэрии Уфы, распространяют по приказу министерства образования Башкирии во всех школах республики. Его также можно найти в открытом доступе в Интернете.
— Данный опросник является одним из блоков диагностического инструментария, разработанного Институтом развития образования РБ в целях изучения отношения обучающихся к деструктивным проявлениям, — рассказала Медиакорсети начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования РБ Василя Абдрахманова. — Министерством образования РБ были направлены 2 инструментария на выбор образовательными организациями. Второй опросник разработан психологами Давыдовым Д.Г., Хломовым К.Д.
Давыдов Денис Геннадьевич — доцент, кандидат наук, заведующий лабораторией когнитивных исследований (поведенческих установок) Департамента науки и инноваций Современной гуманитарной академии, Москва. Хломов Кирилл Даниилович — клинический психолог, кандидат психологических наук. Обращаем внимание,что тестирование проводится на добровольной основе. Министерство готово рассмотреть все предложения по совершенствованию методических разработок, — заявила чиновник.
Также, как сообщили нам в региональном ведомстве, все методические рекомендации были разработаны еще в 2018 году и дирекции школ сами могут выбрать, какой опросник распространять в их школах.
Кроме того, как нам сообщили на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, этот опросник также распространяют в большинстве регионов страны по грантовой системе.
Вернемся к самому опроснику, который и был опубликован Владимиром Барабашем.
Среди вопросов встречаются следующие — «К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение», «Нищие и бродяги сами виноваты в своем поведении», «Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества», «Беженцам надо помогать не больше, чем остальным, так как у местных проблем не меньше», «К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться», «Я могу представить чернокожего человека своим другом».
В таблице предложены несколько вариантов ответов — абсолютно не согласен, скорее не согласен, не согласен, согласен, полностью согласен. На бланке указаны Ф.И.О. и класс, из чего делается вывод, что сам опросник не совсем анонимный.
Мигрантофобия и «козлы отпущения»
Как мы уже упомянули выше, опросник был составлен психологами Галиной Солдатовой и Людмилой Шайгеровой в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» еще 10 лет назад.
Галина Солдатова — профессор, доктор психологических наук, специалист по межэтническим конфликтам, в настоящее время работает зам. зав.кафедрой по учебной работе кафедры психологии личности. Мы направили ей все соответствующие запросы.
В 2000-м году упомянутыми выше специалистами также был подготовлен тренинг толерантности для подростков под названием «Жить в мире с собой и другими».
Проект, как сообщается на сайте «Толерантность.ру», стал закономерным продолжением ведущейся с 1998 года деятельности Красного Креста и центра «Гратис» по развертыванию программы психологической поддержки вынужденным мигрантам в разных регионах Российской Федерации.
Публикуем некоторые выдержки из аннотации к их работе:
— Благодаря работе психологов, в приемных РКК вынужденные мигранты во многих областях и краях Российской Федерации уже несколько лет имеют доступ к бесплатной психологической помощи, облегчающей их страдания и позволяющей сохранить и укрепить психическое здоровье.
Потоки вынужденных мигрантов, захлестнувшие регионы, повышают в них уровень социальной напряженности и порождают среди населения страх конкуренции, ксенофобные установки, поиски «козлов отпущения». В качестве последних нередко выступают «пришлые» люди — мигранты. Все это приводит к развитию нового негативного социального феномена — мигрантофобии. Различия в ценностных ориентациях и установках, в поведении, в традициях и обычаях также препятствуют установлению доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местными жителями, — сообщается на сайте.
Согласно сведениям из самого опросника, для количественного анализа подсчитывается общий результат.
Так называемый уровень толерантности выявляют по следующим «результатам-ступеням»:
-
22-60 — низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 — средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 100-132 — высокий уровень толерантности.
«Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека „границ толерантности“, связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования)».
Вопросы для взрослых маргиналов
Некоторые формулировки вопросов, на которые предлагают ответить старшеклассникам, смутили с этической точки зрения некоторых родителей учащихся, педагогов и психологов. Доцент УГНТУ Михаил Бреслер, что опросник составлен вовсе не для школьников.
— После такого формального опроса все равно объективный анализ не получится. Не станут школьники всерьёз отвечать на эти вопросы, — пишет Михаил Бреслер. — Я бы в 7-10 классе такое бы понаписал. Вся критика связана с тем, что опрос проводится среди школьников, где вопросы такого рода не желательны. Господа-ресечеры нашли приятелей в структурах нашего славного просвещения и без хлопот получат результат для гранта или диссера. Вопросы для взрослых маргиналов провоцируют детей на хулиганские ответы и направляют мышление в нехорошее направление. Собственно, в школе вообще не должно быть такого — любое проявление национализма должно жестко пресекаться и караться страшными карами, — пишет Бреслер.
Социолог, руководитель Дома дружбы народов Башкирии Ильгиз Султанмуратов также считает, что анкета составлена довольно грубо с социологической точки зрения.
— В анкете указана фамилия Галины Владимировны Солдатовой, ведущего российского этнопсихолога. Но сама анкета составлена грубо с социологической точки зрения. Самое главное, нарушено правило «не навреди». Насколько мне известно, психологические методики достаточно прямолинейны, но массовое их использование должно сначала проходить социологическую экспертизу. Что можно обсудить с одним, нельзя выносить на публику. Тем более, в такой тонкой сфере общественной жизни как межнациональные отношения, — поясняет Ильгиз Султанмуратов.
По его словам, любая анкета подразумевает спиральную структуру. Сначала человека «погружают» в проблему, затем, подготовив, задают тяжелые, острые вопросы, и уже под конец, «выводя», спрашивают про пол, возраст и так далее.
— Мне, как социологу, не нравится слово «толерантность». С российской действительностью, оно, на мой взгляд, не совпадает. У нас есть понятия дружбы народов, межнациональное согласие, диалог культур. Вспомните слова Радия Хабирова, который на Валдайском форуме заявил, что в нашей республике сам термин «толерантность» не любят и не знают,
— говорит Ильгиз Султанмуратов.
Напомним, выступая на на специальной сессии XVI Ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», глава республики рассказал, что в республике «термин толерантность не любят».
— Мы в республике этот термин не знаем и не любим. Потому что мы немного английский язык изучали и знаем, что в английском языке tolerate — «терпеть». А мы не «терпим» друг друга. Мы живём друг с другом, — заключил тогда он.
Раис Сулейманов, эксперт института национальной стратегии Казани, эксперт по межнациональным отношениям считает, что опросник составлен «грубо и некорректно», а вопрос про «кавказцев» и вовсе оскорбителен.
— Для чего вообще подростков спрашивать про смешанные браки? Особенно если учитывать, что больше половины детей рождены в смешанных браках. Вопрос про кавказцев можно было сформулировать корректнее, например, спросить про всех приезжих граждан. Здесь же вопрос употреблен с явным негативным оттенком. Как вы предлагаете отвечать на него ребенку с армянскими корнями? Это же абсолютно оскорбительно,
— считает эксперт. — Психбольной — также некорректная формулировка, довольно жесткая. Даже если цели опросника были благими, вопросы сформулированы в нем некорректно. Явно составители перестарались. И думаю, что это большой скандал, — резюмирует эксперт.
В экспресс-опроснике действительно есть «провокационный элемент» — так считает доцент, кандидат психологических наук, и. о. завкафедрой психологического сопровождения и клинической психологии БашГУ Сергей Щербаков.
— Подобные вопросы задают обычно людям взрослым, но не школьникам. За всю свою практику, а я в свое время преподавал социальную психологию в вузах, я прежде не сталкивался с тем, чтобы подросткам давали такие опросники. Вероятно, речь идет о специальном заказе по изучению темы. Но для этого должно было проведено большое исследование, — говорит Сергей Щербаков.
По словам начальника отдела психологической помощи уфимского центра «Индиго» Екатерины Кудрявцевой, постановка некоторых вопросов действительно может задеть чувства национальной ущемленности у представителей некоторых национальностей.
— Индивидуальное восприятие дает возможность чутко реагировать на реакцию респондента и попутно давать комментарии. Групповое — нет. Я хочу сказать, что такие опросы нужно проводить не на целой группе, а наедине. К тому же, если мы говорим о проблеме толерантности, то одними убеждениями «согласен-не согласен» здесь проблему не решить. Нужно формулировать прежде всего культуру общения, а она зависит от восприятия «чужой-свой». Если у человека такой установки нет, то никакие опросы в этом не помогут, — говорит Кудрявцева.
Депутат Госдумы, председатель совета Ассамблеи народов Башкортостана Зугура Рахматуллина заявила, что «диагностика в школах по выявлению тех, кто наиболее подвержен разрушительной идеологии терроризма, неприятия другого (иной веры, национальности, цвета кожи, социального положения и др.) важна и нужна, но по ряду позиций опросника по определению индекса толерантности, подготовленного Солдатовой (МГУ), у нее тоже есть вопросы.
— Видимо, психологи, которые разрабатывали вопросы, не очень удачно «попытались» пропустить их через призму духа и души, мирочувствования и миропонимания 7-11- классника и максимально приблизить их формулировку к не очень красивым, даже опасным для межнационального общения клише подросткового сленга и некорректной взрослой речи. Но не все дети употребляют эти слова, и не нужно забывать то, что современный ученик — начитанный молодой человек, который прекрасно понимает устоявшиеся общепринятые формулировки, которые сегодня часто используются и в официальном, и в бытовом общении: афроамериканец, представитель народов Кавказа, человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, человек без постоянного места жительства и так далее.
Подобная легкомысленность и некорректность в понятиях, особенно в детских опросниках, тем более по толерантности, просто недопустима! Каждая формулировка, фраза, вопросы должны быть очень корректными, способствующими формированию уважения, сострадания, правильного понимания жизненных фактов и явлений. Минобром республики в настоящее время рассматривается вопрос об отзыве данного опросника.
И в последующем, как мне представляется, нужно быть очень внимательными при составлении подобных опросников, особенно используя готовые, не совсем удачные их варианты, — убеждена Зугура Рахматуллина.
Публицист Шамиль Валеев называет сам опросник «обыкновенным, упрощенным полевым документом, составленным с некоторым исследовательским прямодушием».
— Мне приходилось видеть десятки анкет для формализованных опросов в качестве рядового интервьюера. В них — когда дело касалось научных исследований межнациональных отношений звучали и менее нежные формулировки и в более сложные в плане нетерпимости времена.
С другой стороны радует, что в обществе есть некая настороженность по поводу этнообид и явно нежелание обижать людей по тому или иному групповому признаку. Думаю, исследователи уже получили весомую обратную связь от родительского сообщества и учтут её как в научном плане, в своем отчете, так и при выработке более вывереных формулировок в дальнейших опросах.
Критикам рекомендую также впоследствии ознакомиться с результатами исследования. Очевидно, что авторы анкеты, хотя ходят по не до конца разминированному минному полю, не имеют в виду ничего дурного и обидного, а снимают реакцию на стереотипы, оставшиеся после 90-х. Хорошо, что общество эти стереотипы отвергает, что ясно уже по первичной реакции.
Нетерпимость к нетерпимости — новый тренд цифровой реальности, который тоже надо учитывать. Думаю, выросло поколение, для которого любое притеснение — возмутительный факт, дети сами разберутся, надо им больше доверять. Из-за какой-то анкеты вряд ли кто-то побежит с черным знаменем на площадь.
Просим считать данный материал официальным обращением в СУ СКР по РБ и МВД по РБ с просьбой провести доследственную проверку и изучить факты возможного наличия состава преступления, предусмотренного 282 ст. УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Прокомментировать