Буквально за несколько дней один за другим в башкирских лесах начали вспыхивать пожары. Только за минувшие сутки, по данным пресс-службы МЧС Башкирии, на территории республики зарегистрировано 7 новых очагов природных пожаров на общей площади 4,9 гектаров. Столько же очагов было ликвидировано в предыдущие дни на общей площади 364,6 гектаров.
В некоторых лесах пресечь распространение огня удается за сутки. А другие горят по несколько дней. На данный момент продолжают действовать 9 очагов природных пожаров. При этом основная причина возникновения большинства пожаров – сухие грозы.
— Всего с начала пожароопасного периода 2020 года возникло 109 очагов природных пожаров. 20 июля в лесном фонде Республики Башкортостан прогнозируется второй, местами — четвертый и пятый классы пожароопасности. Из них четвертый класс пожароопасности: Альшеевский, Архангельский, Белебеевский, Буздякский, Дюртюлинский, Зилаирский, Кушнаренковский, Стерлибашевский, Туймазинский, Чекмагушевский, Чишминский районы. Пятый класс пожароопасности: Хайбуллинский, Кугарчинский, Куюргазинский, Мелеузовский, Стерлитамакский, Федоровский районы, — объяснили в МЧС Башкирии.
Самой жуткой трагедией для жителей республики стал пожар, разгоревшийся в минувшую пятницу, 17 июля, в Башкирском природном заповеднике в Бурзянском районе.
На помощь пожарным незамедлительно приехали волонтеры с разных уголков республики. В природном заповеднике огонь распространился более чем на 200 гектаров. Спасать надо было незамедлительно. А иначе все могло бы закончиться уничтожением не только леса, но и населенных пунктов. Амбассадор уральских гор, известный путешественник, блогер Олег Чегодаев рассказал, чем занимаются порядка 500 волонтеров, прибывших на помощь в тушении республиканского природного заповедника.
— Сейчас хребет, охваченный лесным пожаром, представляет из себя раскаленный камень, укрытый толстым слоем земли, листвы, корней и другой горючки. Лес, сгоревший 2-3 дня назад, до сих пор дымит и периодически то здесь, то там вспыхивают локальные участки открытого огня. Потушить такой тлеющий пожар невозможно.
Вы можете вылить хоть 20 литров из своего ранца на один горящий корень вековой лиственницы, но через полчаса общий жар горы испарит вашу воду и огонь вспыхнет по новой. Сейчас ценой больших усилий, тяжелой техникой пожар локализован минерализованной полосой. Это широкая 3-метровая полоса земли, тянущаяся на километры и отсекающая горящий лес от живого,
Посмотреть эту публикацию в Instagram
У нашего лагеря прямо на дороге были видны волчьи следы. Лесник поведал, что с начала пожара волчья семья: двое взрослых волков и три подростка все рыщут кругом, несмотря на задымление и все усиливающийся огонь. «Потеряли своего и будут искать до последнего..», резюмировал старожил. Волки своих не бросают.⠀ ⠀ Сегодня выдался один из самых насыщенных дней в моей жизни. И я горд, что провел его рядом с настоящими мужчинами, будь то ещё совсем юные ребята или хрупкие девушки на равных таскающие 20ти килограммовые пожарные распрыскиватели. ⠀ Когда ветер мгновенно разносит огонь , жар сушит маски, и уже нечем дышать важно лишь кто бьётся рядом с тобой. Кто брызнет тебе в лицо живительной влагой и собьёт пламя где не успеваешь это сделать ты. Здесь не важны статусы, деньги или возможности там в большом мире. Имеет значение лишь здесь и сейчас. ⠀ ⠀ Наш «первый отряд» собрал добровольцев из Уфы, Магнитогорска, других городов. Кто-то сорвался со сплава, с отдыха или просто собрал и привёз на машине ранее абсолютно незнакомых людей. ⠀ Но стихия, действительно, объединяет достойных. ⠀ ⠀ Спасибо вам всем! ⠀ #ПожарБурзян2020
— сообщил он на своей странице в Facebook.
На месте событий оказался и замруководителя секретариата Госсобрания — Курултая Башкирии Арсен Еникеев. Он рассказывает, что вместе с ним прибыли бороться с природным катаклизмомребятами из Уфы, Челябинска, Магнитогорска и других близлежащих городов.
— Кто-то сорвался со сплава, с отдыха или просто собрал и привёз на машине ранее абсолютно незнакомых людей. Но стихия, действительно, объединяет достойных. Когда ветер мгновенно разносит огонь, жар сушит маски, и уже нечем дышать, важно лишь, кто бьётся рядом с тобой. Кто брызнет тебе в лицо живительной влагой и собьёт пламя, где не успеваешь это сделать ты. Здесь не важны статусы, деньги или возможности там в большом мире. Имеет значение лишь здесь и сейчас, — пишет Арсен Еникеев в социальных сетях.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Бөрйән. Горит. По данным МЧС—130 га, по словам местных—все 300 га, опахали же бульдозерами около трех тысяч га. Смок стоит на многие километры. С трассы видны горящие леса и Белорецка. Народ у нас отзывчивый. Откликнулись местные жители, помогают продуктами и организацией питания местные предприниматели, приехали волонтеры с Уфы, Челябинска, Магнитогорска. Бурзянцы, видавшие пожары не раз, внешне спокойны, даже шутят. У волонтёров, многие из которых вообще впервые видят пожар, взгляды тревожны, внимательно слушают инструкцию от МЧС. Раздали рюкзаки, отправили по периметру горящего леса. Бульдозеры уже вспахали и оторвали большую часть горящего леса от целого. Где-то естественным препятствием пожара стали ручьи и речки. Снаружи кажется все неплохо организовано. Но внутри все зыбко. Измазанные сажей ребята с пустыми рюкзаками ждут воду, а воды нет. Появляются из леса и исчезают группы молодых людей, которые не знают, где и что им делать. Горящие гектары леса вручную не потушить, можно только локализовать огонь. Но и для этого нужна четкая и жесткая организация. Пока, остается надеяться на дождь. О том, как я оказалась здесь. Я за то, чтобы каждый занимался своим делом. Я не герой. И призывать других к геройству, будучи сама не героем, считаю нечестным. Потому и не размещала у себя призывы волонтерам ехать спасать лес. Как представлю мальчишек, на призыв наверняка откликнется молодежь, в горящем лесу, сразу дурно становится. На выходные мы собирались повезти детей искупать первый раз за лето в Аслыкуль. Но накануне ночью Зариф решил поехать в Бурзян. Он не мог иначе. «Что и следовало ожидать», — спокойно сказала Гальсар. «Меня возьмешь?»- спросил Урал. Отпустить двух астматиков-аллергиков в горящий лес я не осмелилась. Потому быстро собрала серетиды, цетрины т.д., утром в машине мы сидели уже вчетвером. ВсеМ семьёМ, как говорила дочь в детстве… Среди волонтёров с 20-литровыми рюкзаками на плечах встретила знакомых ребят с Уфы. Спасибо вам, неравнодушные и смелые @abdrazakovrustam @shafkat_gabitov @arsen.enikeev @senior.idel Спасибо красивой, деятельной Гульфии Григорьевой, ИП, взявшей на свои плечи организацию лагеря и питания. #бурзянпожар2020 #бурзян
Помощь оказывают и те, кто не поленился организовать бесплатное питание и питьевую воду для волонтеров. Продуктами помогают местные предприниматели, а инициативные женщины готовят из них горячую еду.
— У волонтёров, многие из которых вообще впервые видят пожар, взгляды тревожны, внимательно слушают инструкцию от МЧС. Раздали рюкзаки, отправили по периметру горящего леса. Бульдозеры уже вспахали и оторвали большую часть горящего леса от целого. Где-то естественным препятствием пожара стали ручьи и речки. Снаружи кажется, все неплохо организовано. Но внутри все зыбко. Измазанные сажей ребята с пустыми рюкзаками ждут воду, а воды нет, — посвятил в детали процесса спасения леса Арсен Еникеев.
Семья депутата Госдумы Зарифа Байгускарова также оказалась на передовой в борьбе с огнем. Его супруга Гульназ Кульсарина признается, что на выходные они со своими двумя деться собирались отдохнуть на озере Аслыкуль, но все пошло не по плану.
— Горит, по данным МЧС, 130 га, по словам местных, — все 300 га, опахали же бульдозерами около трех тысяч га. Смог стоит на многие километры. С трассы видны и горящие леса Белорецка. Появляются из леса и исчезают группы молодых людей, которые не знают, где и что им делать. Горящие гектары леса вручную не потушить, можно только локализовать огонь. Но и для этого нужна четкая и жесткая организация. Пока остается надеяться на дождь, — делится переживаниями Гульназ Кульсарина в социальных сетях.
А правительство где?
Жители республики буквально взорвали соцсети своими комментариями. Многих мучил вопрос, почему представители правительства Башкирии не реагируют на массовые возгорания в лесах? Почему Башкирский природный заповедник не начнут тушить с вертолетов?
Что касается реакции правительства – судя по рассказам волонтеров, которые работали сейчас в горячих точках, ее было явно недостаточно. По словам 28-летнего добровольца Айдара из Краснокамского района, тушившего в течение трех дней заповедник, пожарных и сотрудников других спецслужб было немного, при этом самим волонтерам требовалась помощь.
— Они точечно присутствовали. Пожарная машина была около деревни. В лес машина не заезжала, потому что труднодоступный район. У меня, как у человека некомпетентного, возник вопрос, почему нельзя было направить на помощь военизированную технику, роту росгвардейцев? В первые же дни можно было отправить туда людей компетентных, это было бы эффективно,
— считает Айдар.
По словам Олега Чегодаева, тушение огня с вертолета ряд ли принесло бы много пользы. В ситуации с Бурзянским районом поможет лишь затяжной дождь и постоянная помощь волонтеров и спецслужб. Сейчас главная задача – не допустить возгораний за пределами локализованных участков. Иначе огонь доберется до жилых селений.
Впрочем, выяснить причину отсутствия на тушении лесных пожаров вертолетов и другой техники оказалось не так сложно. Так, 20 июля, на оперативном совещании в правительстве Башкирии, Радию Хабирову доложили о ряде серьезных проблем, которые обнажились в результате пиковой нагрузки. По словам главы министерства лесного хозяйства РБ Марата Шарафутдинова, такого количества пожаров за определённую единицу времени в Башкирии не случалось с 2010 года.
— Несмотря на частичное пополнение новой лесопожарной техники, сегодня более 70% автотракторного парка имеет срок эксплуатации от 10 до 20 лет, а по некоторым позициям даже более. Интенсивное использование техники в экстремальных условиях текущего сезона требует ее значительного обновления и ремонта. На приобретение запасных частей и оборудования только на сегодняшний день необходимо более 11 миллионов рублей, — сказал чиновник.
Еще одна проблема – недостаточное количество сотрудников лесопожарных станций. По нормативам количество профессиональных сотрудников не должно быть меньше 180. Уже несколько лет этой цифры достичь не удается. На сегодняшний день на лесопожарных станциях работают 146 специалистов, 43 из них вошли в штат только в прошлом году. Чтобы укомплектовать еще 34 лесопожарных станции, министерству лесного хозяйства необходимо еще 13 миллионов рублей.
Глава республики Радий Хабиров в ответ предложил привлечь на спасение лесов как можно больше волонтеров.
— Если надо, мы Уфу попросим. Если вдруг волонтеры нужны. Соберем в течении 5 часов 200-300 волонтеров. Сколько надо. Люди готовы здесь поддержать. Там ведь практически ручной труд. Техника не может там пройти, — ответил на просьбы Радий Хабиров.
На сегодняшний день крупный пожар в природном заповеднике, который бушует в Бурзянском районе Башкирии с 17 июля, по данным МЧС, локализован. К текущему моменту его площадь не превышает половины гектара. Кроме того, в регионе удалось потушить огонь в Учалинском районе, локализовать в Белорецком районе. Но в Абзелиловском и Бурзянском районах работа продолжается. Вымотанные огнеборцы из числа местных жителей и волонтеров молятся о дожде, который пока так и не добрался до дышащих огнем лесных массивов. Прогноз погоды пока особого оптимизма не внушает.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать