Июль текущего года прошел под знаком ускорения после того, как вице-преммьер Марат Хуснуллин ударил «кулаком по столу» и взял под контроль строительство жилья и школ в Тулуне для пострадавших от наводнения в прошлом году, а также мостов в Бурятии и Якутии.
Инициативу подхватили губернаторы ряда российских регионов.
Как расценивать такую активность? Может быть, чиновников вдохновили ковидные госпитали, которые были построены в рекордные сроки? Отразятся ли эти прецеденты на общих темпах строительства жилья? «Новые Известия» предложили порассуждать на эту тему.
ТОП самых выдающихся по скорости бюджетных строек
- Медицинский комплекс в Новой Москве – 5 недель В ТиНАО построили больничный инфекционный комплекс, который вошел в состав городской клинической больницы № 68 имени В.П. Демихова, со стационаром на 800 коек на ровном месте за 5 недель: 12 марта работы начались, а 20 апреля комплекс принял первых больных. Именно эта стройка стала символом решительных действий и возможностей отечественного стройкомплекса.
- Военные «ковидные» госпитали – 2 месяца К середине мая Минобороны отчиталось о возведении 16 госпиталей, необходимых для лечения «ковидных» больных. А 30 июня министр обороны Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину о завершении строительства ещё пяти медицинских центров для лечения больных коронавирусом. 21 госпиталь за 2 месяца – впечатляет даже при том, что это временные быстровозводимые сооружения.
- Харанская спортивная школа – 6 месяцев Это история не имеет отношения к коронавирусу. В Якутии в самом конце прошлого года, 29 декабря открыли спортивную школу на 220 мест общей площадью 5 тыс кв. м. Её построили и ввели в эксплуатацию за 6 месяцев. Даже глава региона Айсен Николаев признал, что это величайшее достижение всей строительной отрасли региона. Работы обошлись в 500 млн рублей, выделенных из федерального бюджета.
- Мост в Лебедяни – 1 год В конце прошлого года в Лебедяни Липецкой области открыли мост через реку Дон, обеспечивающий выезд горожан на трассу М4. Вместо регламентных 28 месяцев, стройка заняла лишь 1 год. Новый мост обошёлся в 321,9 млн рублей, 280 из которых предоставил федеральный бюджет.
- Разворотная эстакада на Рублёвском шоссе – 1 неделя Разворотную эстакаду в московском районе Кунцево «Мостотрест» Ротенберга возвел в прошлом году за 1 неделю вместо положенных 2 лет, потратив на это 1 млрд рублей. Всем рекордам рекорд! Правда, эта стройка осталась лишь на бумаге. Новую разворотную эстакаду должны были построить взамен временной (по плану 2015 года там должен был появиться разворотный тоннель), но на самом деле временная эстакада никуда не делась, а просто поменяла свой статус на постоянную.
Однако многие бюджетные стройки – это, к сожалению, долгострои.
ТОП самых долгих и знаменитых бюджетных долгостроев
- Больница в Нижневартовске – 10 лет Строительство городской больницы на 1100 коек в Нижневартовске началось 10 лет назад в рамках межрегиональной программы «Сотрудничество». Ее должны были сдать ещё в 2015 году, но на данный момент готовность первой очереди – 47,5 %, второй – 95 %. Сначала работы затягивались компанией «Строй Престиж», которая, поглотив 200 млн рублей, так ничего и не сделала, а в 2013 году пришёл новый подрядчик «Версо-монолит. В 2015 году работы опять были остановлены после расторжения контракта с подрядчиком из-за необходимости пересмотра проектной документации.
- Больница в Петрозаводске – более 30 лет Строительство началось ещё в конце 80-х годов прошлого века, но до финала так и не дошло. За продолжение работ взялись уже в XXI веке в рамках федеральной целевой программы, посвящённой 100-летию республики Карелия. Но и тут процесс гладко не пошёл: проект реконструкции должен ждали в 2019 году, но его не было, и в марте 2020-го арбитражный суд досрочно расторг договор с подрядчиком. Только в июне власти Карелии объявили, что наконец-таки дело сдвинулось с мёртвой точки и смогли найти подрядчика для выполнения строительных работ. Дело пошло только после решения Владимира Путина и обхода конкурсных процедур.
- Краевая больница на Камчатке – 11 лет Формально работы по строительству краевой больницы, которая должна стать альтернативой устаревшим 70-летним корпусам, начались в 2009 году. Реально — в 2014 году. Череда различных подрядчиков, сменявших друг друга, привела лишь к появлению за 6 лет фундамента и двух металлических каркасов. На личный контроль стройку брали Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко, Леонид Рошаль и Герман Греф. Не помогло. Даже со стоимостью работ до сих пор чиновники не могут определиться.
- Трасса Нарьян-Мар – Усинск – 29 лет Нарьян-Мар – единственный регион в России, которые не имеет вообще никакого круглогодичного наземного сообщения с другими регионами. Дорогу до республики Коми строят с 1991 года и всё никак не достроят. Самые оптимистичные планы завершения строительства – 2024 год, и то при условии федерального софинансирования работ.
- Дорога Надым – Салехард – 8 лет Регион и так не избалован разветвлённой дорожной сетью, при этом даже 50-километровый участок трассы Сургут–Салехард не могут построить с 2012 года. Все процессы вязнут в судебных разборках между госзаказчиком, который не оплачивает работы, и подрядчиком, который допустил нарушения при электронном документообороте.
- ЦКАД – 9 лет Изначально планировалось, что работы по кольцевой дороге протяжённостью 535 км вокруг Москвы начнутся в 2011 году, а открывать участки будут в период с 2014 по 2018 годы. Но теперь ожидаемый период запуска отдельных участков: 2020 – 2025 годы. За это время стоимость работ была пересмотрена с 232 млрд рублей до 350 млрд рублей. Эта трасса тоже, кстати, будет платной.
- Поликлиника №1 в Подольске – 10 лет Завершается строительство одной из самых больших поликлиник в Подмосковье площадью 12 тыс кв.м. Работы начались практически 10 лет назад за счёт инвестора. Но компания обанкротилась, и стройка встала. Государство же не спешило выделять деньги на завершение строительства. В итоге хватило лишь 1 месяца работ на то, чтобы привести в порядок законсервированное здание и сделать в нём перепланировку.
- Трасса М11 – 9 лет Трассу М11 от Москвы до Санкт-Петербурга начали строить в 2010 году, а завершить должны были к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. В итоге работы завершились только в ноябре 2019 года, да и то трасса построена не полностью: судьба северного обхода Твери до сих пор не определена. Даже щедрое финансирование не помогло: на строительство потратили 520 млрд рублей, из них 370 млрд выделили из бюджета.
Прокомментировать