В Уфе строители «Восточного выезда» соединили западный и восточный порталы тоннеля. Этого поистине исторического события ждали 29 лет. На стройплощадке сегодня побывали Радий Хабиров и глава Росавтодора Роман Новиков. Репортаж Гульназ Нураевой.
За тем, как подземный экскаватор удар за ударом пробивает последний метр под землей, строители следят, затаив дыхание и не выпуская из рук телефоны. Исторические кадры фиксируют и со встречной стороны тоннеля. Когда здесь сначала появляется гидромолот, а за ним пробиваются лучи света — эмоции уже не сдержать.
Трудно представить, но навстречу друг к другу проходчики шли с 1992-го года, когда начались работы. Сменилась не одна бригада и даже не одно поколение строителей, прежде чем в конце тоннеля наконец забрезжил свет.
Павел Шаповалов — руководитель управления по производству технического заказчика:
— Сейчас мы видим, как разрабатывается последний метр выработки между западным и восточным порталами тоннеля. Долгожданный, 29 лет этого события ждали.
Сбойка тоннеля, который залегает на глубине 60 метров, знаменовала собой завершение ключевого этапа и дала возможность развернуть работы на всем протяжении объекта.
Гульназ Нураева, корреспондент:
— Протяженность тоннеля — 1200 метров. После того, как две встречные выработки соединили в одну, теперь здесь можно пешком пройти от проспекта Салавата Юлаева до правого берега реки Уфа.
Сейчас строители перешли к укреплению сводовой и лотковой частей тоннеля, параллельно идет возведение опорных конструкций. Процесс этот усложняется геологическими особенностями. Прежде чем возвести фундамент, строители укрепляют грунт, закачивая в специальные скважины глинно-цементный раствор.
Алексей Хавилов — заместитель главного инженера подрядной организации:
— После того, как взведётся центральная опора, будет убрана центральная часть массива и полный свод дорожного тоннеля будет построен.
Именно в центральной опоре уникальность «Восточного выезда», говорят строители. Это та самая конструкция, которая разделит собой встречные двухполосные тоннели на въезд и выезд из города.
Вадим Мухамедьяров — начальник участка:
— На центральную опору лягут два свода. Северного и Южного тоннелей.
С ходом строительных работ сегодня ознакомились Глава Башкортостана и временно исполняющий обязанности руководителя Федерального дорожного агентства. По словам Романа Новикова, значимость данного объекта переоценить сложно.
Роман Новиков — врио руководителя Федерального дорожного агентства:
— Он решает одну из задач, которые поставлены
Напомним, что строительство объекта началось еще в 90-х. Работы неоднократно замораживались. Переломить ситуацию удалось в 2019-м году после того, как были пересмотрены условия концессионного соглашения. Нагрузку на республиканский бюджет снизили на 30 млрд рублей.
Тоннель — это лишь часть масштабного проекта. Параллельно сейчас ведутся работы по сооружению моста, эстакады и автомобильной дороги. Общая протяженность «Восточного выезда» из Уфы составит почти 14 километров, которые соединят трассы М 7 и М 5. Стоимость проекта — 33,5 млрд рублей.