В минувшую субботу, 24 ноября, на базе музейно-экскурсионного комплекса государственного природного биосферного заповедника «Шульган-Таш» состоялась презентация монографии доктора исторических наук, доцента кафедры археологии МГУ им. М. В. Ломоносова Владислава Житенева «Капова пещера – палеолитическое подземное святилище».
В 2019 году исполнится 20 лет изучению Житенева самой знаменитой пещеры Башкирии и 60 лет со дня открытия палеолитических рисунков первобытного человека Александром Рюминым.
О том, являются ли бурзянские башкиры потомками авторов наскальной живописи пещеры, итогах экспедиции, своей книге и новых планах по изучению пещеры Владислав Житенев рассказал журналистам.
Несмотря на то, что ученые занимаются исследованием пещеры вот уже более полувека, в ней, как оказалось, еще достаточно много неизученного.
Пресс-конференция, организованная при поддержке проекта «Культурный сезон» канала ГТРК «Башкортостан», проходила в «Зеленом доме» – первом в пределах особо охраняемых природных территорий России, построенном согласно так называемым зеленым технологиям, с минимальной нагрузкой на экосистему (экоматериалы, биоспетик и т.д.).
Мероприятие проходило в семи часах езды от Уфы, в Бурзянском районе республики и собрало не только журналистов, но и ученых и сотрудников заповедника. К примеру, своими мыслями о противоречивом проекте музея на территории заповедника поделился его директор, Михаил Косарев.
Напомним, строительство музея «Шульган-Таш» на территории заповедника давно уже является предметом горячих споров и противостояния между руководством Научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию недвижимого культурного наследия при Башкультнаследии и коллективом заповедника.
Прошлогодняя громкая история с изображением доисторического верблюда в Каповой пещере, которого расчистили археологи, приглашенные НПЦ, — одна из глав этого противостояния. Противники проекта не скрывали уверенности, что эта шумиха вокруг рисунка была нужна руководству НПЦ, чтобы выхлопотать финансирование для проекта музея. Оно составляет уже около 300 миллионов рублей.
Другой фазой противостояния является также судебное решение о штрафе в отношении директора заповедника Михаила Косарева за строительство туалета для туристов. А совсем недавно заповедник оштрафовали за раскопки самого Владислава Житенева, который, по мнению представителей НПЦ, нарушил закон об охране объектов культурного наследия, якобы не уведомив вышеупомянутую организацию о своих действиях. Впрочем, в дирекции заповедника это решение Белорецкого межрайонного суда намерены обжаловать. Сам Житенев убежден, что вместо судебных разбирательств следует больше внимания и времени уделить раскопкам и изучению пещеры.
Медиакорсеть расскажет об этом подробнее в следующем материале.
«Сколько в пещере рисунков — мы сказать пока не можем»
Книга «Капова пещера — палеолитическое подземное святилище» вышла в издательстве «ИНДРИК» и, по словам автора, рассчитана на массового читателя. Примечательно, что это первая монография на русском языке, вышедшая в свет впервые за 60 лет со дня открытия рисунков Александром Рюминым, не считая различных публикаций в научных журналах.
— В книге собраны результаты археологических исследований не только наскальных рисунков пещеры, но и жизни людей ледникового периода, которые их рисовали. Рождалась книга трудно. Прежде всего, благодаря тому, что до 1959 года никто себе даже не представлял, что здесь, на территории России и Азии, могут быть такие памятники, которые сосредоточены в основном в Испании и Франции. И то, что выпускник МГУ целенаправленно поехал в Южный Урал специально для того, чтобы найти подобную пещеру, в один из самых крошечных на тот период времени заповедников, и все-таки осуществил свою мечту — это была совершеннейшая фантастика, — рассказывает с увлечением Житенев.
По словам ученого, несмотря на 60 лет исследований, специалистам все еще трудно ответить на много простых, казалось бы, вопросов. Это и дает почву для дальнейших размышлений.
— Если мы хотим ответить на вопрос, к примеру, сколько изображений в пещере, мы, честно, сказать не можем. Иногда мы не знаем, что считать изображением. Изображение лошади или бизона – да, это рисунок. А след, проведенный пальцем или ладонью? Это рисунок или след художественной деятельности?
Самое важное открытие, на мой взгляд – это то, что Капова пещера – это не музей, а святилище, храм, в котором совершались различные ритуальные действия.
Мы пока не знаем, откуда вообще пришла традиция рисовать в пещерах Урала. Есть теория Южноуральского очага искусства, когда искусство возникает самостоятельно и непреднамеренно. Но, благодаря новым находкам в разных пещерах Евразии, есть предположение о том, что существовала связь первобытных людей Урала с первобытными людьми Европы.
Дело в том, что в каждой макроместности, где жил палеолитический человек, существуют святилища с подземными изображениями. Но каменный инвентарь в таких пещерах всегда отличается. Люди Каповой пещеры имели свои традиции создания орудий труда.
«Я благодарен семье башкирского народа»
Владислав Житенев признался, что в книгу вошли не все результаты Южно-Уральской археологической экспедиции:
— Во-первых, это те наши находки 2010-2011 гг, которые показали, что на территории пещеры был погребальный памятник. И люди, которые их оставили, генетически связаны с бурзянскими башкирами. Кроме того, у нас есть еще не до конца доработанные, интересные открытия на втором этаже, о которых мы пока не объявляем. Думаем, дорабатываем, хотим удостовериться в правильности наших мыслей. Есть любопытное наблюдение — первобытные люди, оказывается, брызгали друг в друга красками. Было ли это специально? То, что в пещеру в принципе не трогают, что здесь очень хорошая охрана, – позволяет нам спокойно работать, за что мы очень благодарны сотрудникам заповедника.
Для меня огромная честь представлять монографию именно здесь. Люди, местное население, относятся к этой пещере по-особенному. Не как к геологическому объекту, а как священному, родовому месту, которое они никогда и никому не позволят обидеть.
Поэтому мы не должны забывать о людях, которые живут здесь и о том, что это место принадлежит им по праву. Не потому, что они родились здесь, а потому, что многие тысячи лет назад их предки также занимались бортевым пчеловодством и охраняли пещеру.
Спасибо всем тем, кто сохраняет Капову пещеру. Любая экспедиция — это семья. Я благодарен семье башкирского народа и людям, которые всегда нас так гостеприимно здесь принимают! – рассказал Владислав Житенев.
Также, по словам ученого, к 60-летнему юбилею открытия первобытной живописи на территории заповедника в марте следующего года планируется международная конференция ученых. Кроме того, в следующем году планируется выход монографии сотрудницы заповедника, руководителя группы мониторинга пещеры Шульган-Таш, спелеолога Ольги Червяцовой.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать