Как на войне: В Башкирии растет смертность от онкологии при остром дефиците врачей
Главная » Общество » Как на войне: В Башкирии растет смертность от онкологии при остром дефиците врачей

Как на войне: В Башкирии растет смертность от онкологии при остром дефиците врачей

На днях в Уфе состоялся круглый стол на тему «Совершенствование системы оказания медпомощи больным с онкологическими заболеваниями в РБ». Если в выступлениях представителей власти преобладали оптимистичные мотивы, то у практикующих онкологов причин для радости было несравнимо меньше.

Сколько нам осталось?

По данным Минздрава РБ, сейчас в республике на учете стоят 82 тысячи онкобольных. Из них живут более пяти лет с момента установления диагноза 57,7%. Особенность рака такова, что он может быть выявлен практически у любого, даже самого здорового и внешне благополучного человека. Подтверждением тому служат печальные примеры смерти от рака многих известных артистов, которые, казалось бы, могут себе позволить качественную диагностику и лечение в лучших клиниках мира.

В Башкирии наиболее часто встречаются такие виды онкологии как рак молочной железы, толстого кишечника, легких, кожи, предстательной железы, желудка. Рак занимает второе место среди причин смертности взрослого населения после сердечно-сосудистых заболеваний и первое место – среди причин детской смертности.

— Доля умерших от новообразований в республике — 14,6%. Это примерно на уровне РФ, — рассказал ио министра здравоохранения республики Рафаэль Яппаров. – При этом показатель смертности у нас ниже среднероссийского. Хотя нельзя не отметить, что за последние пять лет он существенно вырос — почти на 23%. За 9 месяцев 2018 года эта цифра составила 183,8 на 100 тысяч населения – то есть скончались от онкозаболеваний 5584 человека. Рост по сравнению с прошлым годом составил 3,7%. В 2017 году в Башкирии от злокачественных новообразований умерло 7262 человека, показатель смертности составлял 178,6 на 100 тысяч населения, что больше 2016 года на 6,7%,

Катастрофически не хватает онкологов – в настоящее время в республике работает 191 врач-онколог. Обеспеченность составляет 4,7 на 100 тысяч населения». На сегодня медучреждения региона нуждаются в 46 таких специалистах. И это речь идет только о количестве вакансий в существующих медучреждениях, а вовсе не о том количестве онкологов, которое помогло бы реально взять ситуацию с онкозаболеваниями под контроль.

В ближайшие годы потребность в онкологах в нашей республике будет расти, потому что они понадобятся для работы в 13 создаваемых центрах амбулаторной онкологии. Их возведение запланировано в рамках национального проекта. Такие центры будут оснащены оборудованием. Но чтобы всё это работало как надо и принесло положительные результаты – потребуется дополнительно еще 200 специалистов.

Как отметил Рафаэль Яппаров, онкологическая служба региона имеет многоуровневую систему: Республиканский клинический онкодиспансер, Республиканская детская клиническая больница. Кроме этого, онкологические отделения функционируют в больницах городов Стерлитамак, Кумертау, Октябрьский, Нефтекамск, Белорецк, Салават, они выполняют функцию межрайонных центров. Онкологические койки круглосуточного пребывания имеются в центральных городских и районных больницах.

Для оказания специализированной онкологической амбулаторно-поликлинической помощи функционируют межмуниципальные медицинские онкологические центры (10 в республике и 5 Уфе) и 77 первичных онкологических кабинетов. В 19 медицинских организациях республики развернуто 805 онкологических коек. И это на четырехмиллионную республику, которая, по данным ОНФ, входит в число регионов, не справляющихся с ростом смертности от онкозаболеваний.

Тот факт, что Башкирия одновременно является также и лидером в лечении новообразований и претендует на то, чтобы на базе онкологического центра открылся референсный центр (для улучшения ранней выявляемости онкопатологий), несколько сглаживает общее негативное впечатление от положения дел, но большого оптимизма все равно не внушает.

Онкологический хаос

— Онкология основана на трех основных методах лечения: хирургия, лучевая диагностика и лекарственная терапия, — пояснил Рафаэль Яппаров.

Для модернизации онкологической службы предусмотрены немалые средства, это отдельное мероприятие прописано в нацпроекте. На следующий год планируется выделить на софинансирование порядка 500 млн рублей. Особого внимания требуют Уфа, Стерлитамак, Салават и Ишимбай, как местность, соседствующая с нефтехимическими производствами.

— Да, выделяют миллионы, но нужны миллиарды! – не удержался от реплики кто-то из присутствовавших за круглым столов врачей.

Очевидно, что деньги тут решают далеко не всё. Силен человеческий фактор.

— Первый онкоцентр появился в Советском Союзе в апреле 1945 года. Служба развивалась в самые трудные для страны годы, пока в начале 2000-х годов глава федерального минздрава Михаил Зурабов не провел разрушительную реформу здравоохранения страны. В частности, была почти ликвидирована онкологическая служба, которая после этого удара так и не оправилась толком до сих пор. Мне удалось пообщаться с премьер-министром, рассказать о наших проблемах, и он искренне удивился масштабу трудностей в онкологии. Происходящее сейчас в онкологии я могу охарактеризовать как онкологический хаос, — заявил известный онколог, директор НИИ онкологии БГМУ Шамиль Ганцев.

По его мнению, выделение средств на открытие центров амбулаторной онкологии и прочих диагностических учреждений и модернизацию оборудования не поможет кардинально решить проблему, ибо работать в них некому.

— Сегодня в онкологии нет вертикали власти. У минздрава нет полномочий, чтобы влиять на муниципалитеты и настаивать на развитии профилактики онкозаболеваний, — продолжил Шамиль Ганцев. – Законодательство также не идет в ногу со временем. Сейчас после принятия соответствующей программы должны разрабатываться и приниматься такие же программы в регионах. Всё это займет время. А люди заболевают и умирают уже сейчас. Умирают как на войне каждый день!

Где-то есть успешные разработки лекарств от рака, где-то внедряются новые методы диагностики и лечения данного заболевания на основе молекулярной, протонной, генной технологий. Подобное происходит в других странах и даже в некоторых других регионах страны. Но онкологическая служба Башкирии, по мнению Шамиля Ганцева, все еще находится на низшей стадии своего развития.

Выступление Шамиля Ханафиевича и других практикующих онкологов, на руках у которых умирали от злокачественных новообразований пациенты самых разных возрастов, политики, участвовавшие в круглом столе слушали в звенящей тишине. Председательствовавшая на круглом столе заместитель главы комитета Госсобрания РБ по здравоохранению, социальной политики и делам ветеранов Римма Утяшева (сама – врач с большим опытом по гинекологическому профилю) призналась, что о многих фактах слышит впервые.

Тем временем непосредственно в Башкирии низкая выявляемость онкозаболеваний отмечена в Уфе, Агидели, Октябрьском, Салавате, Нефтекамске, Кумертау, а также Мелеузовском, Янаульском, Туймазинском, Мечетлинском, Баймакском, Дуванском, Калтасинском, Зианчуринском районах республики. По уровню запущенности онкозаболеваний – то есть числу выявленных случаев рака на более поздних стадиях по итогам 10 месяцев текущего года на первых позициях оказались Архангельский, Бижбулякский, Ермекеевский, Иглинский, Кармаскалинский и Стерлитамакский районы.

Отдельный разговор зашел о паллиативной помощи, когда главным образом требуется помощь по снятию боли пациентам на поздних стадиях рака. Средств на работу этих структур крайне недостаточно. Растут расходы на коммунальные услуги, компенсировать которые медикам приходится нередко за счет сокращения средств на медицинские услуги.

Онконастороженность как панацея

Как выразилась председатель Медицинской палаты РБ Дамира Сабирзянова, рак – это управляемое заболевание. То есть он излечим, но при условии как можно более ранней диагностики. Частично выполнение этой задачи возьмут на себя создаваемые центры амбулаторной онкологии. Но ранняя диагностика — это дело не только онкологов, но и представителей первичного медицинского звена – терапевтов, педиатров, медперсонала фельдшерско-акушерских пунктов на периферии и смотровых кабинетов. Свою лепту в это должны внести и медики, проводящие плановые медосмотры, диспансеризацию и прочие профилактические мероприятия.

В медицинский словарь в последнее время добавился такой термин, как онконастороженность. Это значит, что при малейшем подозрении на признаки онкозаболевания терапевты, педиатры, фельдшеры и другие медицинские специалисты не должны надеяться на авось, а настаивать на том, чтобы пациент прошел более углубленный осмотр и сдал все необходимые анализы, и контролировать данный вопрос, не пуская дело на самотек.

К сожалению, медикам известны случаи, когда онкобольным ошибочно ставились другие диагнозы и проводились ненужные им хирургические вмешательства только потому, что врачи на местах не догадались назначить пациентам анализ на биопсию.

Схема маршрутизации населения сейчас предполагает после выявления тревожных признаков онкозаболевания установить точный диагноз за 14 дней и еще за 10 дней начать лечение.

— Но мы этот график не выдерживаем, — признал главврач Республиканского клинического онкодиспансера Руслан Султанов. – Чтобы отладить этот процесс, запустили центр дистанционного консультирования, куда можно с периферии направлять документы. В Уфе и Стерлитамаке запущены пилотные проекты эффективного скрининга рака шейки матки, молочной железы, кишечника, предстательной железы и т.д.

В любом случае все зиждется на профилактике, причем веянием времени стала диагностика по принципу «рак без рака», то есть на выявление не признаков онкозаболеваний, а наличия у человека предрасположенности к ним.

— Для всего этого нужна развитая система медицинской профилактики, — подчеркнула хирург-онколог, врач паллиативной помощи Республиканского клинического онкодиспансера Гульнур Нигманова. – Нужно по максимуму использовать Школы здоровья и иные возможности распространения информации о признаках онкозаболеваний и способах диагностики. У меня были случаи, когда родители благодарили за профилактические беседы, после которых родители, заметившие язвочку во рту ребенка, вовремя обратились к врачам и выявили рак ротовой полости. Культуру сохранения здоровья требуется постоянно повышать – это очень важно.

Жители республики должны знать, что в регионе реализуются анкетный скрининг «Онкоконтроль» на выявление злокачественного новообразования каждого пациента, впервые обратившегося в медицинское учреждение.

При каждом первичном обращении в поликлинику посетителю должны дать специальную анкету. Если при обращении не предложили ее заполнить, нужно попросить анкету у врача (терапевта, хирурга, акушера-гинеколога и т.д.).

В анкете должны содержаться уточняющие вопросы на наличие признаков опасности:

Необъяснимая потеря веса, немотивированная слабость и повышенная утомляемость, повышение температуры, малокровие; Длительный кашель, не приносящий облегчения, имеются прожилки крови в мокроте; В полости рта, на губах и языке имеются безболезненные уплотнения и язвочки; Уплотнения, длительно не заживающие язвы и трещины на коже; родимые пятна, кровоточащие или увеличивающиеся в размерах; Уплотнения и узлы в молочных железах, подмышечных впадинах, надключичных областях; изменения формы молочной железы; кровянистые выделения из соска, незаживающие трещины, язвочки соска; Нарушение прохождения пищи, чувство жжения за грудиной, снижение аппетита, тошнота; Продолжительное урчание и тяжесть в животе, неприятные ощущения в области прямой кишки, Наличие в каловых массах примеси крови и слизи; Затрудненное частое мочеиспускание, изменение цвета мочи; Боли в промежности, зуд и выделения из половых органов, появление опухоли в нижней части живота, кровотечения, особенно при климаксе у женщин.

Отвечать на вопросы нужно предельно честно и в случае получения двух и более положительных ответов, врачами должна определяться степень риска и составляться план обследования пациента на злокачественные новообразования. По результатам обследования при подозрении на опухоль его обязаны направить на консультацию к врачу-онкологу по месту жительства.

В Башкирии разработана региональная программа борьбы с онкологическими заболеваниями на 2019-2024 годы. В ней предусмотрено: финансовое обеспечение оказания медпомощи больным с онкозаболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения, организация сети центров амбулаторной онкологической помощи в РБ, переоснащение сети медицинских организаций республики, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями, кадровое обеспечение региональной онкослужбы; развитие системы оказания паллиативной помощи пациентам со злокачественными новообразованиями. В 2018 году в Уфе начат пилотный проект по раннему выявлению предопухолевых и опухолевых заболеваний толстого кишечника методом проведения исследования кала на скрытую кровь иммунохимическим методом и колоноскопии. В районах республики проводятся выезды передвижного маммографического комплекса для проведения маммографического обследования женщин. Мужчинам для определения рака простаты нужно сдавать кровь из вены на ПСА (простатический специфический антиген). Женщинам для профилактики рака молочной железы необходимо регулярно посещать маммолога, после 40 лет обязательно раз в два года проходить маммографию. Кроме этого, в целях раннего выявления злокачественных новообразований женской репродуктивной системы, с 2017 года в женских консультациях проводится скрининг заболеваний шейки матки методом проведения жидкостной цитологии.


Источник Mkset

Как на войне: В Башкирии растет смертность от онкологии при остром дефиците врачей

Прокомментировать