— Александр Вадимович, прошло более пяти лет, как вы возглавляете уфимский аэропорт. Какой была для вас эта пятилетка, чем особенно гордитесь и каких запланированных целей не удалось достичь?
— Главное – мы стали современным успешным предприятием, лидером в своем сегменте отрасли. Это подтверждено неоднократно в общероссийских рейтингах. Пожалуй, это одно из немногих, если не единственное в регионе – лучшее предприятие страны в своем виде деятельности.
За пять лет мы увеличили прибыль в 3,5 раза, в прошлом году она превысила 500 млн. рублей. Маршрутная сеть (по количеству рейсов) за это время также выросла более чем в полтора раза, производительность труда – в два раза, заработная плата – больше чем на 60%, сейчас средняя зарплата в аэропорту составляет более 37 тысяч рублей.
Это сухие цифры. Что еще за этим стоит? За эти пять лет мы завершили две большие стройки. Первая –это аэродром, крупнейший в регионе федеральный инвестпроект на 7,5 млрд. руб, и это позволяет нам развиваться без каких-либо сдерживающих факторов минимум на 15 лет вперед.
Вторая стройка – международный терминал площадью 17 000 кв.м. и пропускной способностью 800 пассажиров в час. Он обошелся более чем в 1,5 млрд рублей. И реализация этих проектов позволяет нам уверенно развиваться как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
А еще были испытания в виде экономических кризисов 2015 – 2016 годов, крупных международных саммитов ШОС и БРИКС, которые мы прошли достойно.
В итоге предприятие стало лидером в своем виде деятельности в стране.
Что не удалось достичь? Мы считаем, что и производительность труда, и заработная плата персонала, и технологическое развитие предприятия, конечно, надо улучшать. Несмотря на то, что мы снизили износ основных фондов практически наполовину, их состояние еще не является идеальным. Но и сейчас мы можем принимать любые самолеты, не испытывая ограничений по аэродромной части, и чувствуем себя уверенно.
— После строительства международного терминала вы говорили о том, что теперь надо строить внутренний терминал, и приводили примерные сроки ввода его в эксплуатацию – в 2019 году. Как здесь движется работа?
— Идем в целом в соответствии с проектом, строим новую зону прилета. Есть сложности в том, что мы разрабатываем стройплощадку, которая была занята коммуникациями и зданиями. Сносим те сооружения, которые там были. Мы финансируем строительство более чем на 80 % из собственных средств предприятия. Рассчитываем в 2019 – начале 2020 года ввести объект в эксплуатацию, если не возникнет каких-то непредвиденных обстоятельств.
— Что даст частично обновленный внутренний терминал аэропорту и пассажирам?
— Мы преодолеем инфраструктурные сложности по прилету пассажиров внутренних рейсов. Пользуясь случаем, хочу принести извинения клиентам ряда авиакомпаний, вахтовых рейсов за то, что они вылетают из международного терминала, а прибывают на автобусе после спуска с телетрапа – во внутренний. Но это — временный и объективный недостаток нашей терминальной инфраструктуры.
Сейчас мы имеем дефицит площадей для обслуживания прилета внутренних рейсов в 50% и дефицит технологического оборудования — по регистрации пассажиров и обработке багажа, более 35%. После строительства нового сектора внутреннего терминала эта проблема будет решена. Это — объективный этап реализации генерального плана развития нашего аэропорта.
— Уже закончилось голосование за присвоение имени уфимскому аэропорту, победила кандидатура Мустая Карима. В эфире «Эхо Москвы» прозвучала версия, что вся эта акция ОП РФ — это некий тайный план, целью которого является лишение «Уфы» статуса международного аэропорта. Одним из аргументов была якобы неясная структура собственности предприятия. Рассейте эти сомнения. Кто является владельцем предприятия? Можно ли в результате присвоения аэропорту имени одного из наших соотечественников потерять статус международного?
— Начнем с последнего вопроса. Риска потерять статус международного аэропорта нет вообще. Статус аэропорта как международного определяется приказом правительства РФ и наличием пункта пропуска, который обеспечивает соблюдение паспортно-визового режима и прохождение государственной границы, а также экономической границы (таможенный контроль). Помимо этого аэропорт должен соответствовать требованиям международной организации государств – членов ИКАО и требованиям Росавиации – в части аэронавигационного обслуживания, сертификации аэродрома и многим другим. У нас восемь сертификатов, подтверждающих это.
Переименование не имеет с этим ничего общего.
Утверждение о том, что состав собственников предприятия является непрозрачным, по здравому смыслу вообще сложно комментировать. Сто процентов акций уфимского аэропорта принадлежат Минземимущества Башкирии.
— Вы следили за ходом голосования? Согласны с кандидатурой Мустая Карима? Что это будет означать на практике: появится приписка к названию аэропорта, музей, что-то ещё?
— Конечно, мы внимательно следили за проектом, участвовали. Все три номинанта являются известными и уважаемыми личностями для республики. Предметно на этот счет мы будем формировать свою концепцию после представления правительства. Возможно, появятся дополнительные разъяснения к тому, какую дополнительную идентификацию должен аэропорт иметь. Но уверен, что мы получили еще один характерный признак для нашей воздушной гавани, который позволит аэропорту быть в чем-то еще более самобытным. Я позитивно смотрю на эти вещи.
— Насколько аэропорт загружен и есть ли возможности развиваться дальше, например, как региональный центр авиаперевозок, чтобы поменьше летать в другие российские города через Москву? Вы видели обращение к Радию Хабирову, в котором говорилось о необходимости развивать межрегиональные маршруты в стране, если да – что бы вы могли ответить на это: что мешает развиваться воздушным перевозкам именно в этом направлении?
— В вашем вопросе несколько слагаемых. Первое: с точки зрения авиации как таковой, люди должны понимать, что авиация развивается в условиях свободной конкуренции. И ни одному перевозчику мы не отказали в запрошенных им рейсах по расписанию, слотах. То есть вы должны понимать, что авиаперевозчиками движет стремление заработать прибыль.
Второе: в авиации очень высокая сезонность. И в течении суток, и в течение года пиковая нагрузка превышает минимальную примерно в 3,5 — 4 раза. И мы, как комплекс, как аэропорт, вряд ли сможем на это повлиять, потому что авиакомпании и аэропорт – это разные предприятия.
В принципе развиваться в региональном направлении мы можем без ограничений, кроме тех технологических, о которых мы уже говорили, и которые будут устранены в течение 1,5-2 лет.
Если вспомнить, то пять лет назад из нашего аэропорта было 6 региональных рейсов в неделю, а сейчас их 42. И мы вместе с авиакомпаниями мы решаем достаточно амбициозную задачу – соединить Уфу со всеми городами-миллионниками нашей страны. Сейчас Уфа связана воздушным сообщением с 8 городами, а мы ставим цель – не менее 14. Включая Сургут и другие северные порты, которые мы считаем важным именно для нашего региона.
Что уже сделано? Реализуется программа совместного развития сети авиакомпаниями. Например, с «Ютэйр» организованы рейсы в Казань, Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тюмень, Сургут. Есть программа совместного развития с новым бюджетным перевозчиком «Азимут», который развивает лоукост-модель, и мы связали Уфу с Краснодаром и Ростовом-на-Дону. Мы и дальше планируем развивать данные программы. И у наших жителей появится возможность прямого сообщения с другими городами, и она в принципе уже есть.
Но здесь необходимо отметить, что мы часть экономики страны. Если во всей стране 75% перевозок вследствие деформации сети авиасообщений после распада СССР производится через Москву, то у нас доля рейсов внутренних, между городами, которые выполняются мимо Москвы составляет порядка 40%.
Есть задача, поставленная президентом страны в мартовском послании – довести к 2024 году долю прямых авиарейсов (минуя Москву) до 50%. Мы эту задачу приоритетно исполняем, думаю, что к указанному сроку они будет решена успешно.
Если говорить о возможностях уфимского аэропорта, то внутренний сегмент сейчас загружен примерно на 70%, а с учетом строительства нового внутреннего терминала мы сможем без ограничений развиваться 6-8 лет. Но есть в планах провести реконструкцию и существующего внутреннего терминала, скорость реализации этого проекта будет зависеть от общей экономической ситуации в стране.
— Как в этом году развивается рынок, по-прежнему объем внутренних перевозок сильно превышает международные? Если не ошибаюсь в 2016 соотношение было 9:1. Сейчас такое же?
— Сейчас — 8:2. С точки зрения устойчивости сети такое соотношение является приемлемым. Оно приблизительно одинаковое для любого регионального аэропорта.
С точки зрения геополитической, наш клиент – это внутренний пассажир, который комфортно добирается в города-миллионники России. Международные рейсы мы тоже развиваем, но гиперавиаузлом мы вряд ли станем по понятным причинам.
Надо сказать еще и о том, что надо развивать сообщение с бывшими республиками СССР, потому что страна то развалилась, а экономические связи – не только остались но и восстанавливаются.
— Аэропорт — это огромное хозяйство, чего здесь больше – собственно авиационных или неавиационных услуг? Что больше доходов приносит предприятию?
— На авиационные услуги приходится порядка 80% доходов, на неавиационные – порядка 20%.
При этом нашим пассажирам представлен весь комплекс услуг. Надо понимать, что пассажир находится в здании аэровокзала по вылету не больше часа, а по прилёту – не больше получаса. Поэтому навязать ему какие-то услуги сверх необходимого, как, например, предлагали когда то – бассейн или просмотр видео – это авантюрный и непрофессиональный шаг.
Для такого аэропорта как наш, приоритет — скорость обслуживания пассажиров и удовлетворение их потребностей в тот относительно небольшой промежуток времени, когда он находится в аэропорту.
— Вы помимо руководства аэропортом занимаетесь еще и депутатской деятельностью. Много уходит времени на неё? Что это вам даёт и что вы привнесли в работу Госсобрания?
— К работе в Госсобрании я отношусь очень серьезно, участвую и в заседаниях комитета по ЖКХ и инфраструктурному развитию, и во встречах с избирателями Центрального округа, откуда я избран.
Часто люди обращаются с проблемами в жилищно-коммунальной сферой, при этом многие вопросы можно решить через партийные проекты, в том числе «Комфортная городская среда». Встречаюсь и с главой Октябрьского района Уфы, принимаем совместные решения. Каждый наказ избирателей отрабатываю досконально, а их уже после выборов я получил около тридцати. Думаю, что принесу пользу на этом поприще.
Тот опыт, который существует в руководстве предприятием, и, повторюсь, мы стали лучшими в своей отрасли, можно распространять и на другие области нашей деятельности. Авиация ведь во многом повторяет нашу жизнь. Здесь уместен девиз: «Вместе к безопасной и комфортной жизни» содержащий два направления, свойственные авиации. Считаю, что работа депутатом будет полезной и для округа, и для моего собственного развития.
— Этот год скоро закончится, можете подвести предварительные итоги? Все цели достигнуты?
— В целом год проходит успешно. Плановые результаты достигнуты. 28 ноября мы обслужили трехмиллионного пассажира – это абсолютный рекорд для нас. Надеюсь, мы сохраним свое место в десятке крупнейших аэропортов страны.
С точки зрения прибыли — планируем достичь результата не меньше 750-800 миллионов рублей, а по показателям качества нашей работы мы, например, в зоне ответственности аэропорта, выдерживаем регулярность на уровне 99,9%. Много лет у нас нет инцидентов по вине персонала. Цели, которые стоят перед внутренними подразделениями предприятия – в целом выполнены. И на их базе мы будем ставить новые цели на предстоящий 2019 год.
Прокомментировать