Главная » Аналитика » «Автомобилист» против «Салавата Юлаева»: угрозы, шансы и ожидания

«Автомобилист» против «Салавата Юлаева»: угрозы, шансы и ожидания

Психологический и физический фактор

Физика на стороне Екатеринбурга. Они быстро справились с «Трактором» и все остальное время могли залечивать микро-травмы, подтягивать кондиции и изучать оппонента. Довод о возможной потере тонуса и расслабленности мне неясен. По такой логике и лидеры «юлаевцев», которые не полетели на Дальний Восток, должны были потерять форму — этого и в помине не было. Расслабленность? От команды, которая едва вкусила успех победы в конференции и впервые прошла первый круг? Не верю. Помимо главного тренера, у «Автомобилиста» есть еще и генеральный менеджер Олег Гросс. Гросс много общается с хоккеистами и очень уважаем среди игроков даже других клубов. Он не позволит «автозаводцам» сойти с ума.

У уфимцев было четыре матча с овертаймами в шестиматчевой серии. Все же «зеленые» выглядели достаточно легкими даже в конце противостояния. Физики подшефным Николая Цулыгина должно хватить хотя бы на гостевые игры. Дальше этот запас начнет иссякать. Выносливость сыграет огромную роль в первых периодах. Как и ранее, «юлаевцы» должны будут сделать акцент на старт. «Автомобилист», однако, способен держать темп. Сейчас «автозаводцы» проводят интенсивные занятия как раз, чтобы не «заплыть»: скоростное ведение шайбы, двусторонние матчи.

Кубковый опыт

Это одна из надежд болельщиков «Салавата Юлаева» на успех в противоборстве с «автозаводцами». Аргумент весомый, пусть и не железный — по такой логике не было бы поражения от «Трактора» в прошлогоднем четвертьфинале, «Сибирь» бы не дошла до финала Востока-2015, а «Вегас» ни за что бы не играл в финале последнего Кубка Стэнли. Тем не менее, игроки и тренеры «Автомобилиста» действительно не очень частые гости матчей за Кубок Гагарина, когда хоккей становится быстрее и агрессивнее, когда игроки проявляют максимум самоотверженности, а кровь кипит от эмоций.

Все-таки их нельзя считать юнцами, не нюхавшими пороху. Простая арифметика показывает, что опыт игры в плей-офф у «юлаевцев» действительно больше, хотя если брать КХЛ+НХЛ, перевес не очень большой. Зато среди уфимцев больше чемпионов. Григорий Панин носит нашивку капитана благодаря качествам лидера. Он провел в плей-офф российских чемпионатов 143 игр и выиграл два Кубка Гагарина с «Ак Барсом» в 2009 и 2010 годах. В стрессовой ситуации он сможет вспомнить времена десятилетней давности — у екатеринбуржцев такой же фигуры нет. Кирилл Кольцов и вовсе травмирован, пусть и тренируется. В итоге остается один Франсис Паре.

«Автомобилист» опаснее всех в большинстве

Большинство — ключевой фактор в этой серии. В том смысле, что оно реально может открыть Екатеринбургу ключи в финал конференции. «Автомобилист» сейчас абсолютно лучший клуб КХЛ по использованию численного перевеса: первое место в «регулярке» (56/195, 28,72% при девятом с конца месте по числу попыток) и лидерство в плей-офф (6/13, 46,15%). Один из секретов Екатеринбурга — нестандартная манера розыгрыша. Большинство команд в современном хоккее пользуются формацией 1-3-1. Этот же вариант (с возможностью перейти в 1-2-1-1, если Линус Умарк или Теему Хартикайнен заберут шайбу за ворота) использует «Салават Юлаев». При такой схеме нападающие, оказавшиеся по краям, имеют широкий выбор направления передач — назад к синей, поперек к другом партнеру (если оппонент слишком прижимается к своим воротам) и вперед за ворота соперника.

Первая спецбригада «Автомобилиста» предпочитает 2-1-2, так называемый «конверт». Диспетчерами выступают не только игроки на синей линии, но и расположившийся в центре — против него и надо играть «юлаевцам» особенно жестко. Основная угроза воротам при этом часто исходит из правого круга вбрасывания, откуда нередко леворукие игроки забрасывают в касание — речь, конечно, в первую очередь о Найджеле Доусе и его филигранном броске. Уфимцы обязаны знать все об этом нападающем, если хотят выиграть.

«Автомобилист» не только располагается в принципе в неудобной и незнакомой для многих спецбригад манере, но и много двигается, что позволяет «раскачать» обороняющихся, поймать на противоходе. В Екатеринбурге, должно быть, давно готовились к этому. Говорят, что большинство тренерский штаб придумывал совместно с игроками, что дало огромную вовлеченность и интерес хоккеистов. Учитывая, что свое собственное большинство у «Салавата» то работает, то не работает — в этом компоненте победитель Востока выглядит предпочтительнее.

Сказанное — прекрасный вызов для башкирского меньшинства. Если «зеленые» будут действовать в своей зоне агрессивно, быстро и самоотверженно, если поставят клюшки на лед и будут перехватывать шайбу и при этом окажутся быстры в подборе — удастся усложнить Екатеринбургу жизнь. Стоит отметить, что уфимцы в регулярном чемпионате забросили 7 шайб в меньшинстве (больше лишь у «Сочи» с 11 голами), три из них на счету Максима Майорова. «Автомобилист», имея на одного или двух игроков больше, не пропускал — возможно, динамичная и взрывные спринты из своей части площадки позволят «юлаевцам» испортить Екатеринбургу статистику.

Закрыли Мозякина, теперь закрывать Доуса

34-летний Найджел Доус словно не стареет, 8 лет подряд выбивая не менее 40 очков за «регулярку». Только в большинстве он забросил 16 шайб в минувшем регулярном сезоне (первое место), ему никогда не удавалось столько. Это не феномен одного года. Найджел в принципе второй игрок в истории КХЛ по шайбам в большинстве (89 против 118 у Мозякина, сыгравшего на 153 матча больше). Для «обычного» нападающего просто 16 шайб уже круто, что говорить о целых 28 за сезон.

К Доусу также не применимо обвинение в «некубковости» — 42 матча Кубка Гагарина, 38 (23+15) очков. С учетом того, что «Барыс» всегда играл против команд выше классом (и даже без учета этого) — это топовый показатель. Доус — выдающийся снайпер и капитан. Он прекрасно бросает в касание, он очень меткий, у него очень маневренное катание, наконец, он вовсе не чурается силовой борьбы. Даже при росте в 173 см (за всю историю КХЛ было всего семь игроков ниже ростом!) канадец есть канадец.

Топ-звено «Автомобилиста» сильно не только результативностью. «Трактор» пять раз за четыре игры фолил именно против них. Только против ведущей тройки Астаны правила соперники нарушали чаще, чем раз за матч (11 в 7 играх), при этом первое звено «Барыса» варьировалось, а у «Автомобилиста» продолжали играть те же — Найджел Доус, Стефан Да Коста, Анатолий Голышев. Опекать их особенно трудно. Учитывая, что против лидеров соперника у Уфы обычно выходит тройка Александра Кадейкина, потерять кого-то из них — двойная головная боль. Звену Кадейкина предстоит не просто заблокировать Найджела Доуса, Стефана Да Косту и Анатолия Голышева, но и сделать это без потерь. Состав у «автозаводцев» более глубокий, чем у «Магнитки» — результативно и второе звено, а выходить через смену невозможно.

Дуэль сильнейших вратарей Востока

«Салават» и «Автомобилист» соответственно стали первой (95,77%) и четвертой (94,55%) командой первого раунда по проценту отраженных бросков (вторая строчка за «Динамо» с 95,3% сэйвов, третья за ЦСКА с 94,74% — примечательно, что и эти команды сыграют в одной паре). У Юхи Метсолы (93,47%ОБ в «регулярке» и 95,77% в плей-офф) и Якуба Коваржа (93,9%; 94,55%) достаточно общего: легионеры, 30 лет каждому, впервые во втором раунде, ранее играли и нарабатывали имя в скромных командах («автозаводцы» до 2017 года были максимум «середняками»). Самое весомое: их ворота тяжело поразить просто броском. Читатель должен более или менее знать, что при всей своей реакции и внимательности Метсола может не справиться с мощным броском верхом по в верхний угол, также он слабее в ближнем бою при добивании. На приведенной карте видно, что 4 из 9 шайб «Металлург» забросил с ближней дистанции. «Зеленые» обязаны превратить ближайшее пространство вокруг вратарской зоны в ад для «Автомобилиста», иначе придется вынимать каждые 15 минут.

В играх против ведущих клубов Якуб Коварж тоже много пропускал с пятака, однако, лишь в 7 из 20 случаев это было добивание. Коваржа стараются поймать на противоходе, стараются не дать ему время среагировать. Нападающие сильнейших команд КХЛ делают акцент на завершающий бросок в касание с ближней дистанции. Именно туда и надо стремиться нападающим «Салавата Юлаева», если им нужен гол с высокой вероятностью. Не стоит, кстати, скептически оценивать 18 голов с прямых бросков — нередко Коваржу был закрыт обзор, так что, это тоже способ. Словом, все на бумаге формулируется очень просто — главное, воспользоваться основной теоремой хоккейных голов: если вратарь не видит момент броска, скорее всего, он не отразит эту шайбу.

У Коваржа левый хват: ловушка в левой руке, клюшка в правой. Очевидно, что именно ловить правой рукой он не может — логично ожидать в эту область больше бросков верхом. В этой связи особенно актуальны будут выигранные вбрасывания в правом относительно вратаря круге — хороший шанс выиграть вбрасывание назад под ван-таймер. Стандарт с броском в касание — то, чего я жду в исполнении от Йоонаса Кемппайнена и подключающихся игроков. Мы помним, что так успешно забрасывал Захар Арзамасцев.

Я все же считаю Метсолу надежнее Коваржа. Юха играет в более тяжелых условиях и с постоянной вероятностью какого-нибудь сомнительного фокуса от собственных полевых. Финский вратарь — фундамент современного «Салавата Юлаева». Будь на его месте какой-нибудь Дэнни Тейлор или Барри Браст, уфимцам было бы куда сложнее попасть в плей-офф, соперник бы почти в каждом месте забрасывал на гол больше. Думаю, на это Екатеринбург ответит в первую очередь анализом: Андрей Мартемьянов и некоторые другие тренеры уральского клуба два года работали с Метсолой в «Амуре».

Местные тренеры у обеих команд

Николай Цулыгин и Андрей Мартемьянов — редкие тренеры, работающие с командой своего родного города. Путь, однако, у них был совсем разный. Николай Цулыгин свой, не задающий «лишних» (по мнению руководства «Салавата Юлаева») вопросов, немного поработал с игроками в прошлом сезоне, знает английский язык, местный, лояльный клубным босса. В Уфе мечтают сделать из него специалиста — это же будет достижение руководства, шанс выпросить поощрение у властей региона. Откровенно говоря, эксперимент не получается. Хоккей у «юлаевцев» очень простой и предсказуемый, много брака, слишком велика зависимость победы от первой атакующей тройки. Целыми неделями команда, бывало, мучалась, а не играла. Бэкграунда у Цулыгина почти нет — проваленный сезон «Толпара», никаких успехов на юниорском уровне. В сентябре и в первом раунде удавалось собраться на несколько недель, хотя не исключено, что тренерской руки в этом не так много: тактические шаги были достаточно явными.

Любители хоккея приметили Андрея Мартемьянова еще до того, как он неожиданно вывел скромный хабаровский «Амур» в плей-офф впервые за пять лет и поставил с коллегами команде четвертое большинство в КХЛ. Тогда, в сезоне 17/18, «Амур» был поразителен: казалось нонсенсом, что команда, в которой нет никого по уровню близкому к топовым форвардам, так элегантно и качественно разыгрывает лишнего. Тем не менее, предпосылки к этому были еще в сезоне 16/17: тогда Мартемьянов был срочно назначен главным под конец сезона и умудрился выиграть 11 из 17 матчей, знатно попив крови у фаворитов. Этот специалист стал однозначно лучшим тренером сезона 17/18 и получил приглашение в родной Екатеринбург, где для него собрали отличную банду. Пока что ставка себя оправдывает: «автозаводцы» выиграли Восток в регулярном сезоне (а несколько недель и вовсе шли первыми в лиге), попутно выиграв подряд 18 матчей (вторая победная серия в истории КХЛ). В первом раунде они почти не вспотели в четырех матчах с «Трактором».

Будучи игроком, Мартемьянов играл защитника и выиграл МЧМ-83, был в резерве сборных СССР и России. Более половины своей карьеры он провел за родной клуб. В сезоне 10/11 выиграл Братину ВХЛ (тогда главный трофей второй лиги назывался именно так, молодое поколение болельщиков больше привыкло к титулу Кубок Петрова). Больше у него крупных успехов нет. В том числе поэтому я призываю не переоценивать этого специалиста — текущие результаты «Автомобилиста» плод слаженных действий как тренеров, так и игроков. Которые были собраны опытным генеральным менеджером. Второй раунд Кубка Гагарина пока что самая сложная ситуация, в которой оказывался Мартемьянов — кто знает, быть может, сейчас карета превратится в тыкву. Мы видели, как нервничали и теряли контроль Игорь Захаркин, Майк Кинэн и другие тренеры. Оба тренера, и Цулыгин, и Мартемьянов, должны составить гибкий и надежный план — наверняка, по ходу противостояния будут ситуации, которые они не учитывали и придется срочно находить решение.

На кого еще обратить внимание у «Автомобилиста»

Алексей Василевский — первый, кого стоит назвать. Он уфимец, он ведущий защитник уральской команды. В прошлом сезоне вызывался во вторую сборную России, теперь уже в основную — сыграл на всех этапах Евротура, у него есть шанс попасть на чемпионат мира. Василевский за «регулярку» провел 103 силовых приема (первый в команде, 10-ый в КХЛ) и заблокировал 74 броска соперника (третий в команде, 10-ый в КХЛ) и набрал 12 (6+6) очков в 51 матче при полезности +7. Весьма неплохо. Если вы любите уфимский хоккей, то, наверное, наслаждаетесь тем фактом, что Андрей Василевский — топ-вратарь НХЛ, а Алексей — топ-защитник КХЛ. В плей-офф у Алексея 4 матча с 9 хитами и 7 блокшотами. Василевский играет в паре с Никитой Трямкиным (41 матч, 3+8, 94 хита, 59 блокшотов и +12 в «гладком» сезоне, 4 игры, ассист, 6 блокшотов и +1 в плей-офф, рост 200 см, вес 100 кг). Они давно действуют вместе — пожалуй, это самая жесткая и сыгранная пара защитников команды из Екатеринбурга. Вы увидите их в неравенстве, вы увидите от них плотную игру — первая тройка «Салавата» представляет большую угрозу, против них надо играть в тело.

В свое время в Уфе отказались от Василевского. Его и двух других молодых игроков выменяли у «Автомобилиста» на Антона Лазарева, который сейчас с трудом находит клуб и является бледной тенью потенциального игрока сборной, которым когда-то было. Спустя четыре года уфимский клуб сталкивается в плей-офф с результатом менеджерского просчета Леонида Вайсфельда. У него нет обиды или чувства мести. Он спокойно делает свое дело, дорос до сборной и остается ведущим игроком клуба, где его действительно ценят. Пока есть такие как он, пока уфимские игроки хорошего уровня выступают не за «Салавата» — прогресса в столице Башкирии не ждать. В минувшем регулярном сезоне КХЛ было 12 уфимцев. Хотя бы 40 матчей сыграли пятеро. В числе этих пяти ни одного игрока «Салавата Юлаева» — вот он, истинный показатель работы вертикали клуба и детектор ужасающего многолетнего равнодушия самых разных руководителей к работе с юниорами.

Совокупная статистика серии «Автомобилист» — «Трактор»(4-0)

Автомобилист Трактор
Голы 13 6
В большинстве 6 1
В меньшинстве 1
Голы защитников 2
Броски 208 235
В створ 134 110
Мимо створа 74 125
Доля в створ 64,42% 46,81%
%БВ 9,70% 5,45%
%ОБ 94,55% 90,30%
Блокшоты 73 38
Хиты 67 59
Вбрасывания 117 110
%ВВбр 51,54% 48,46%
Штраф 71 79
Большинство 13 12
%PP 46,15% 8,33%
Меньшинство 12 13
%PK 91,67% 53,85%
Время в атаке 0:46:32 0:52:08
Время на гол 0:03:35 0:08:41
Время на БВ 0:00:21 0:00:28

Уральцы стали лучшей командой первого раунда по игре в большинстве и по доле бросков в створ в общей бросковой доле — это лишний раз говорит о качестве завершения их атак. При этом «Автомобилист» не стремится завалить соперника бросками — среди команд, закончивших первый раунд за четыре матча, меньше бросали в сторону ворот только хоккеисты «Витязя» (151), вылетевшие от ЦСКА 0-4. Вместе с этим же «Автомобилисту» нужна всего 21 секунда в чужой зоне на бросок — меньше лишь у «Йокерита» (20). Они старались давать сопернику минимум шансов в большинстве. Проблема «Автомобилиста» все та же, что в «гладком» сезоне — подключение защитников. Лишь у «автозаводцев» и «Салавата» не забрасывали защитники в первом раунде. Не стоит думать, что «Автомобилист» рвет и мечет в чужой зоне — напротив, в каждом матче «Трактор» проводил в атаке больше времени, чем будущий победитель серии. Просто надо ценить имеющиеся моменты. 73 заблокированных броска за четыре игры — тоже весьма немало. У уфимцев 81 за шесть матчей. Мало было силовых — возможно, просто не было нужды, хит должен чему-то служить, желательно — отбору.

Совокупная статистика серии «Металлург» — «Салават Юлаев» (2-4)

Металлург СЮ
Голы 9 16
В большинстве 3 3
В меньшинстве
Голы защитников 1 0
Броски 383 327
В створ 213 182
Мимо створа 170 145
Доля в створ 55,61% 55,66%
%БВ 4,23% 8,79%
%ОБ 91,21% 95,77%
Блокшоты 63 81
Хиты 126 130
Вбрасывания 185 184
%ВВбр 50,14% 49,86%
Штраф 80 49
Большинство 19 23
%PP 15,79% 13,04%
Меньшинство 23 19
%PK 86,96% 84,21%
Время в атаке 1:29:07 1:24:11
Время на гол 0:09:54 0:05:16
Время на БВ 0:00:25 0:00:28

Эта пара стала самой силовой на Востоке, в то время как в рамках противостояния Челябинска и Екатеринбурга было меньше всего хитов. Кроме того, 48,14% времени эти игры были или в зоне «Магнитки», или в зоне «Салавата», хотя хоккей тяжело было назвать открытым. Пусть и буквально на одно единоборство, однако, «зеленые» опять уступили на точке вбрасывания.

Что сделать и исправить «Салавату» для повышения шансов на победу

Улучшить прохождение средней зоны

По ходу серии с «Магниткой» уфимцы отказались от входа в зону атаки, перейдя на вброс. Это было вынужденной мерой: «Металлург» уплотнил среднюю зону, стало сложнее преодолевать центр площадки. Это серьезно ударило по качеству начала атак. С учетом вбрасываний в чужой зоне за последние две игры уфимцы использовали лишь 51,36% шансов провести атаку — было настолько много брака при входе и проигранных единоборств. У «Металлурга» было 61,98% успешных стартов.

Решать исход игры не только первым звеном

Умарк, Кемппайнен и Хартикайнен в первом раунде: 10 шайб (из 16 командных), 2 победных гола (очевидно, половина), 66 бросков в створ (36,27% от общей доли). Дальше — больше. Примерно 47,73% времени команды в атаке — это они. Настолько велик их вклад в атаку команду. Это обоюдоострый меч — если сломать этот механизм, у уфимцев будут проблемы. Выше было сказано о Максиме Майорове (шесть игр, гол, он же — победный) — это редкий универсальный нападающий. Почему-то ему предоставляют немного игрового времени (12:50 — третий с конца айстайм в команде) и делают акцент на оборонительные навыки, очевидно, он не так много играет в атаке. Тем не менее, своими крохотными шансами он пользуется. Очевидно, «Автомобилист» постарается максимально затруднить жизнь топ-звену — значит, пусть решают другие. Есть Владимир Ткачев (1+3, победный гол), Дмитрий Кугрышев (1+3). Однозначно большей результативности стоит требовать от Александра Бурмистрова (0+2) и Филипа Ларсена (без очков).

Продавливать пятак, сторожить незакрытую штангу с целью замкнуть

Больше бросать и набрасывать в большинстве

Улучшить вбрасывания, в первую очередь — в защите, нельзя давать «Автомобилисту» разыгрывать стандарт

Бить разыгрывающего центра в меньшинстве, максимум перехватов, выбросов, блокшотов

Блокировать больше бросков вообще, особенно, при нахождении на льду Доуса

Продолжать плотную игру в своей зоне, оттеснять соперника к бортам и углам, не давать приближаться к Метсоле

Не затягивать с голами до третьего периода — «Автомобилист» не проиграл ни одной третьей двадцатиминутки с «Трактором» и стал третьим в «регулярке»

Постараться накладывать 3-4 звенья против 1-2 звеньев уральцев, играть при этом аккуратно

Постараться не удаляться, пока не будет выбора, исключить фолы в атаке и нарушение численного состава

Не пробрасываться так часто, особенно, в конце матча

Исторические тренды

Победа 4-0 в первом раунде вовсе не повышает шанса на победу во втором — 10 из 19 случаев. Тем не менее, 7 этих побед случались в пяти матчах — фаворит нередко поддерживал свой статус.

В случае победы в шести встречах ситуация неожиданная — оказывается, такие команды чаще проигрывают, лишь 4 победы в 13 случаях. Вызвано это тем, что нередко команды низшего посева выигрывают именно с таким счетом. На большее их хватает редко.

Ожидания и перспективы

Все перечисленное выше — очень тяжелая задача. Выполнимая, спору нет, главная сложность — в ее объеме. По пунктам все звучит достаточно понятно, просто и осуществимо. Осталось совсем немного — сделать все это сразу, не допускать ошибок, уходить от давления соперника, по минимуму удаляться, сохранять концентрацию… Да уж, задача действительно суровая. В конечном счете все сводится к главному навыку в плей-офф: умению постоянно саморазвиваться и прыгать выше головы. Уфимцам удалось победить «Металлург» — с огромным трудом, с овертаймами, с неожиданно хилыми игроками соперника, но все-таки удалось. Если бы не получилось — был бы совсем провал.

Я считаю, что с «Магниткой» «юлаевцы» сыграли почти на пике возможностей — остается запас в виде результативности других звеньев и обновление розыгрыша большинства. «Автомобилист», полагаю, куда более подготовлен как тактически, так и физически, это действительно сложнее. С учетом всего сказанного, команда из Екатеринбурга объективно выглядит фаворитом. «Зеленые», несомненно, выложатся, однако, я не думаю, что даже выполнения всех условий хватит — уж больно впечатляет потенциал команды Андрея Мартемьянова. И два результативных звена, и большинство, и топ-вратарь, и жесткие защитники.

По итогам всех рассуждений считаю 4-2 самым объективным результатом. Меня не удивит ни 4-1 (не раз и не два мы наблюдали, как разваливались «юлаевцы» после успехов), ни 4-3 (качество состава все-таки тоже на уровне, характер и кубковый опыт могут творить чудеса). Самый большой шанс успеха уфимцев — в победе в семи матчах.

Расписание первых игр с известными трансляциями (уфимское время)

14 марта «Автомобилист» — «Салават Юлаев» 19:00 КХЛ ТВ HD

16 марта «Автомобилист» — «Салават Юлаев» 17:00 КХЛ ТВ

18 марта «Салават Юлаев» — «Автомобилист» 19:00 КХЛ ТВ HD

20 марта «Салават Юлаев» — «Автомобилист» 19:00




Источник

Прокомментировать