По его словам, одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки — исключение зависимости от импортных поставщиков катализаторов. Это не просто бизнес-цель, а, по сути, вопрос энергобезопасности страны. В случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет.
— Не так давно мы провели на Уфимской группе НПЗ промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства. Это уникальный продукт, наша корпоративная инновация — единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5. При этом по активности наш катализатор значительно превосходит ранее использовавшиеся на предприятиях компании импортные аналоги. Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора — одного из основных показателей его эффективности. Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы.
Вице-президент «Роснефти», в состав которой входит «Башнефть», отметил, что за счет производства на предприятии в Стерлитамаке, с января 2020 года компания полностью переходит с импорта этого вида катализаторов, а также планирует выйти с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив на рынок России и зарубежья.
— Рынок катализаторов в России очень сегментарный и, можно сказать, устоявшийся. В каждом сегменте свой лидер, за исключением, пожалуй, гидроочистки и гидрокрекинга. Поэтому за этот сегмент была отчаянная гонка. Мы оказались впереди, благодаря успешному запуску производства в Стерлитамаке. А есть, например, катализаторы каталитического крекинга — тоже, в общем-то, интересное направление. Это самый большой по объему сегмент, крупнотоннажное производство. Еще лет пять назад здесь полностью доминировали иностранные поставщики — Grace и голландский Akzo Nobel. Сейчас ситуация прямо противоположная: лидеры рынка — Ишимбайский завод катализаторов и «Газпромнефть — Каталитические системы».
Добавим, что, по мнению специалистов, спрос на топливо в мире постоянно увеличивается, поэтому и производство катализаторов для нефтеперерабатывающей промышленности будет продолжать расти опережающими темпами.
— Раньше создание подобных наукоемких производств было доступно ограниченному количеству компаний, эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь мы готовы их потеснить, — подчеркивает Александр Романов.
Прокомментировать