Грязная, мелкая, без пароходов. Что ждёт крупную водную артерию Башкирии?
Главная » Город » Грязная, мелкая, без пароходов. Что ждёт крупную водную артерию Башкирии?

Грязная, мелкая, без пароходов. Что ждёт крупную водную артерию Башкирии?

По проекту «Оздоровление Волги» на очистку главной реки России нескольким регионам из федерального бюджета выделены немалые средства. Так, Татарстан до 2021 года получит 4,26 млрд рублей. Планируется построить и модернизировать 44 очистных сооружения, втрое снизить объём сточных вод. Главная река Башкирии — Белая — относится к 4-му классу загрязнённости и имеет статус «грязная», но считается, что с экологией у нас лучше, чем у соседей.
Инновационная набережная

«Башкирия в эту программу не попала, так как в Минприроды России считают, что у нас ситуация с водой лучше, — поясняет начальник отдела Камского бассейнового водного управления Владимир Горячев. — Но у нас реализуется ряд других программ. Так, на расчистку русел рек, ремонт гидротехнических сооружений в год направляется около 100 млн рублей. Ещё одна программа экологической реабилитации, в которой мы намерены участвовать, — «Уникальные водные объекты». Несколько лет совместно с Минэкологии республики мы занимались прудом Потеха в Благовещенске, расположенным в частном жилом массиве. Сегодня ситуация по нему неблагоприятная: пруд был промышленным, металлургический завод забирал и сбрасывал сюда воду. В итоге получили накопленный за столетие ущерб — донные отложения, большое заиливание, цветение. А ведь раньше в нём купались люди».
Кроме того, по словам чиновника, к инновационным программам относятся берегоукрепительные работы и строительство набережной в Уфе. Сильное течение в этом месте реки Белой спровоцировало основательное разрушение берега, в том числе под водой. От чего даже плиты старой набережной начали сползать вниз. Оставив всё как есть, «мы бы потеряли часть построек города».
Очистные требуют замены
По степени чистоты воды река Белая по федеральным нормам отнесена к 4 классу — «грязная».

«В целом по сравнению с 90-ми годами прошлого века обстановка у нас улучшилась, — говорит Горячев. — Предприятия сократили водопотребление с 1,2 млрд до 800 млн кубов. Правда, связано это с закрытием многих производств. Появляются новые технологии. «Башнефтехим» построил новые очистные сооружения, «Газпромнефтехим Салават» будет вводить их в строй в этом году. Острее проблема в коммунальном хозяйстве. Более-менее соответствуют нормативам очистные сооружения Стерлитамака и Нефтекамска. В других городах дела обстоят хуже, нужны средства на реконструкцию и ремонт сооружений, а их у муниципалитетов нет».
Чистоте наших водных ресурсов не способствует и широкомасштабное освоение берегов. Например, активно застраиваются акватории Павловского и Кармановского водохранилищ.
Капли о былом
Остались в прошлом и те времена, когда по реке Белой летали «Ракеты» и «Метеоры», курсировали пассажирские теплоходы и караваном сплавляли лес. Последние пять лет «Башкирское речное пароходство» планомерно распродавали и вели к банкротству. Тем не менее, реанимирован проект, который на Сочинском инвестиционном форуме в 2009 году представлял тогдашний премьер правительства Башкирии Раиль Сарбаев.

Город Агидель занимает выгодное экономическое положение и имеет выходы на основные водные артерии, вещал тогда чиновник. Транспортировать груз по воде гораздо дешевле, чем по железной дороге. Уже сейчас оттуда можно отгружать во все уголки мира строительный материал, продукты нефтепереработки. Грузовой речной порт семи морей обеспечит работой минимум 20 тыс. человек.
Прошло десять лет, власть продолжает рапортовать об Агидели, но притязания сузились до трёх морей.
«Агидель — единственный порт республики, включённый в Единую глубоководную систему Европейской части России, — является открытым для захода судов под флагами иностранных государств, — заявил глава Госкомтранса Тимур Мухаметьянов. — Глубина водных путей позволяет обслуживать крупнотоннажный флот типа «река-море». Строительство порта обеспечит снижение стоимости доставки грузов, формируемых в Поволжье и на Урале, на международные рынки иностранных государств (Балтийское, Каспийское и Чёрное моря)».
По словам чиновника, для развития речных грузоперевозок на Белой и Уфимке ведётся проектирование дноуглубления этих рек. По планам, работы должны начаться в 2020 году.
Уфимская мэрия отрапортовала о грядущем строительстве трехэтажного речного вокзала на реке Белой в районе монумента Дружбы. Вот только кто будет к нему причаливать?
«Пароходство погибло безвозвратно»

Гендиректор судостроительного завода, бывший руководитель «Башкирского речного пароходства» Павел Юрченко:
«Считаю, что пароходство было сознательно уничтожено, погибло безвозвратно. И я не вижу реальной программы развития республиканского водного транспорта. Что касается судостроительного завода в Затоне, исходя из того, что его новый директор — выходец из девелоперского сектора и с опытом арбитражного управляющего, более чем вероятно, что территория предприятия пойдёт под жилую застройку».
Пароходство проще создать с нуля, так как судоходная компания — это три дипломированных специалиста и хотя бы одно арендованное судно. Это мы и собираемся сделать в рамках агидельского проекта. Все разговоры про обмеление — чушь полная, суда должны работать там, где есть вода и груз, а не вокруг центрального офиса. Это проблема непрофессионального менеджмента.

Грязная, мелкая, без пароходов. Что ждёт крупную водную артерию Башкирии?

Источник

Прокомментировать