Как говорится в исследовании, нефть и газ дают более половины стоимости российского экспорта, четверть доходов бюджета, десять процентов ВВП. Но чтобы продать нефть, надо сначала ее добыть. Как утверждают в ТПП России, в ближайшие 3-4 года в стране надо заменить около 500 буровых установок, но отечественные производители не смогут поставить и половины такого количества.
По словам гендиректора группы компаний «Римера» Михаила Белова в России в год вводится в эксплуатацию порядка 80-90 бурильных установок. А по данным минпромторга России, в последние три года ёмкость рынка аппаратуры для бурения составляет 56 миллиардов рублей, и половина этой суммы приходится на буровые установки.
В Уфе на минувшей неделе прошла международная выставка «Нефтегаз», в ней участвовало 550 компаний, из них 70 производителей бурового оборудования. По словам одного из участников выставки, за последние пять лет рынок потребность рынка в среднем составляет около 500 станков грузоподъемностью от 40 до 200 тонн.
— Из этого количества около 150 станков легкой грузоподъемности (до 60 тонн), порядка 250-300 станков средней грузоподъемности (от 60 до 125 тонн), и около 50 станков высокой грузоподъемности от 125 до 200 тонн, — рассказал Медиакорсети представитель стерлитамакского АО «Красный пролетарий».
По его словам, станки грузоподъемностью 200 тонн в России почти не производят (3-4 станка в год). Срок эксплуатации бурильного оборудования в среднем составляет 9 лет, после чего техника должна пройти переосвидетельствование и может эксплуатироваться максимум еще 3 года.
Также, по словам собеседника, последняя тенденция у нефтяных компания – парк бурильных установок должен быть не старше 4,5 лет.
— То есть если в компании, допустим, 10 станков, и из них 5 – со сроком эксплуатации 8 лет, то другие пять станков должны быть новыми, — пояснил он.
«Красный пролетарий» возобновляет работу по производству средних станков, в его планах – производство до 50 станков грузоподъемностью от 40 до 100 тонн.
В России единственный крупный игрок на рынке буровых установок — «Уралмаш НГО холдинг». По словам гендиректора компании Юрия Карпова, 95% используемых в производстве деталей — российского производства, 3-4 года назад почти 40% деталей были импортного производства.
В 2018 году «Уралмаш НГО холдинг» продал 18 тяжелых буровых установок стоимостью 500 млн рублей и почти полностью закрыл потребность в этом виде оборудования. Но в поставках оборудования средней грузоподъемности российские производители конкуренцию проигрывают китайским заводам.
Занять сегмент легких установок планирует основанная в 2009 году в Челябинске компания «Бурагрегат». По словам совладелицы компании Натальи Столяровой, стоимость установки на базе шасси «Камаз» сейчас составляет 5,6 млн рублей, причем 3,6 млн рублей приходится именно на шасси. Эти установки используются в разведочном бурении, но спрос на них в России пока небольшой, поэтому половина продукции поставляется в Узбекистан и Казахстан.
Председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафраник в интервью програме «Бизнес-вектор» заявил, что в ближайшие 3-4 года около 500 буровых установок в России надо заменить на новые, а в стране не производится и половина от этого количества. А значит огромные финансовые ресурсы уйдут за рубеж.
Страна, в которой добывается нефть, как правило, сама производит оборудование для ее добычи. Только в арабских странах не придерживаются такого правила. Чтобы развивать нефтегазовую отрасль, российским нефтяникам необходим союз с машиностроителями, делает вывод программа «Бизнес-вектор». А государству необходимо помочь им в создании рабочих инструментов: к примеру, системы лизинга и программы утилизации буровых.
Прокомментировать