С размахом, которому может позавидовать забытый юбилей Республики Башкортостан, было отмечено столетие со дня рождения поэта и писателя Мустая Карима. Несмотря на тяжесть негласного госзаказа, региональная культура приобрела, как минимум, один неплохой фильм («Сестренка» Александра Галибина был федеральным проектом) — «Отряд «Таганок» Айнура Аскарова, который в 2020 году должен выйти в прокат.
При всей приуроченности к праздничной дате удалось избежать излишней конъюнктурности, назидательности и архивной пыли, в отличие от «Первой республики» Булата Юсупова — единственного ощутимого зрелища к столетию Республики Башкортостан. Стоит подчеркнуть, что исторический фильм о становлении региона собрал свою — и немаленькую — аудиторию, которой в больше степени оказалась важна не столько художественная ценность, а сам факт экранизации местной истории (подобная реакция нередко прослеживалась и после проката «Бабича»). Поэтому неслучайно, что «Первая республика» под конец года взяла межрегиональную кинопремию в Казани.
Летом в регионе прошел восставший из пепла недофинансирования кинофестиваль «Серебряный Акбузат». Несмотря на расширенную программу событий (к примеру, в Уфе прошла встреча с классиком мирового кино Кшиштофом Занусси) и обильный конкурс, фестиваль продолжил концентрироваться на проблеме умирания или нарочито неестественном существовании старого мира в XXI веке, не замечая развития принципиально новых тенденций. В результате обозначенная на фестивале проблематика настолько же остра, насколько и локальна. И здесь как нельзя лучше отражается герметичная жизнь региона, готового — в своих театрах или кинематографе — поддержать вневременную беседу о жизни и смерти, но как будто бы глухого к событиям последних десятилетий. В том числе и поэтому за всю историю фестиваля (как и в этот раз) «Серебряный Акбузат» не открыл миру — хотя бы России — ни нового яркого режиссера, ни важного фильма. И по этой же причине фестиваль, несмотря на международный статус и все слова благодарности зарубежных гостей, пока остается сугубо локальной историей, невидимой для крупных игроков киноиндустрии, профильных изданий и зрителей за пределами региона.
За вековыми юбилеями незаметно скрылся год театра, оставив в качестве воспоминания спецприз «Золотой маски» за спектакль «Зулейха открывает глаза» и откладываемый ремонт все того же Башдрамтеатра. Весной Уфа вновь принимала фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», где ярким событием стала постановка «Беруши» Ильсура Казакбаева (Сибайский драмтеатр) на фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» — единственный внеконкурсный спектакль был показан дважды по просьбам зрителей. К слову, там же в качестве диковинки был представлен интерактивный спектакль «Лимбо» независимого азербайджанского театра «dOM». При том, что опыты иммерсивных спектаклей в Уфе уже случались — только в этом году частный «The Театр» выпустил два проекта «Соучастие» и «Под одеялом» — создалось впечатление, что уфимский зритель сталкивается с этим форматом впервые. Это, впрочем, по-своему говорит о месте частных театров в регионе.
— Пока мы пытаемся занять правильную сторону, решаем этические и политические вопросы, из поля зрения уходит собственно художественный процесс. Театральная карта страны размылась: оперных театров в стране почти три десятка, все знают про Екатеринбург и Пермь — а что слышно о Башкирской опере, кроме того, что Ильдар Абдразаков дебютировал там бородатой постановкой «Аттилы»? — отмечает критик Софья Дымова.
А так — все хорошо, прекрасная маркиза: в Уфе по-прежнему популярны бестолковые, но неизменно звездные антрепризы.
Традиционно масштабно прошел музыкальный фестиваль «Сердце Евразии», хэдлайнером которого стал Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra. У фестиваля сложился свой официозный флер, незаметный, но неотъемлемый: предельно позитивный посыл мероприятия допускает в концертный репертуар размышления разве что космического характера, но никак не о сегодняшнем дне. Возможно, к этому обязывает желание приурочить фестиваль к памятным датам, возможно — необходимость представления в программе различных национальных красок, а это чаще всего поле традиционной музыки и лирики.
При таком ракурсе за пределами фестиваля остается как остросоциальная тематика, так и современный музыкальный язык с авангардными экспериментами, которые в России нередко связаны между собой. Так цельная программа музыкального и отчасти танцевального события, названного во имя масштаба фестивалем искусств, становится прямым наследником объемных праздничных концертов по государственным поводам в каком-нибудь монументальном ДК. Учитывая, что в этом году фестиваль побил все свои рекорды по посещаемости, подобный формат по-прежнему привлекателен, а публика, оголодавшая до бесплатных оупэн-эйров, готова продолжать, несмотря на дождь и стужу.
Главной неожиданностью в музыкальной жизни региона стал рэп-фестиваль «Новая Атланта». Старшее поколение снова удивилось, что рэп собирает, а сам фестиваль показал, что у молодых артистов, уже сейчас собирающих стадионы, для описания сегодняшнего дня практически нет для этого адекватного языка и соответствующей музыкальной ткани, которая могла бы во всей полноте передать весь нынешний пост-пост, мета-мета. Характерно, что в паузах между песнями часть артистов автоматически переходила с яростной, условно «молодежной» лексики на канцелярскую, безжизненную речь, а проще всего зал объединялся динамикой хоккейных кричалок.
В этом угадывается не только маска, которую каждому из участников фестиваля приходится надевать (или снимать) на сцене, но и неразорванная связь с нынешним неосоветским стилем, который ожившим трупом обтекает контурные карты современной культуры, с каким бы удовольствием его ни материли. Несмотря на то, что на фестивале не прозвучало ничего, что можно было бы по убедительности и силе воздействия назвать гимном поколения, сам факт выступления на масштабной сцене — ключевая победа если не десятилетия, то года, и было бы чертовски обидно, если бы в этой невероятной атмосфере, где каждый способен стать героем поколения, не будет создано что-то кардинально новое и смелое.
Итог если не десятилетия, то года подвел анализ культурной ситуации после критики министра культуры Владимира Мединского, в связи с недостаточными показателями посещаемости культурных мероприятий в Башкирии. Разбор ситуации в этой сфере показал, почему творческие направления в регионе не развиваются, а утечка мозгов в другие регионы не прекращается. Кажется, что так будет всегда — хотя бы потому, что никаких действий в связи с этим не предпринимается.
Что же в итоге? Герметичность всех вспышек активности в культурной сфере Башкирии в 2019 году фиксирует два принципиально важных момента. Во-первых, все названные события собирают ощутимо большую аудиторию, а значит большинство все еще устраивает их локальность, которая зачастую нежизнеспособна и бесполезна за пределами региона. Во-вторых, как следствие, местные власти не видят смысла прыгать выше головы, а значит ничего в этой сфере в ближайшие годы кардинально не изменится, несмотря на то, что собственно власть в регионе вроде бы сменилась. С новым годом — который выглядит отчаянно старым и дряхлым уже сейчас.
Прокомментировать