Кино, театр, музыка в Башкирии-2019: подводим культурные итоги уходящего года

С размахом, которому может позавидовать забытый юбилей Республики Башкортостан, было отмечено столетие со дня рождения поэта и писателя Мустая Карима. Несмотря на тяжесть негласного госзаказа, региональная культура приобрела, как минимум, один неплохой фильм («Сестренка» Александра Галибина был федеральным проектом) — «Отряд «Таганок» Айнура Аскарова, который в 2020 году должен выйти в прокат.

При всей приуроченности к праздничной дате удалось избежать излишней конъюнктурности, назидательности и архивной пыли, в отличие от «Первой республики» Булата Юсупова — единственного ощутимого зрелища к столетию Республики Башкортостан. Стоит подчеркнуть, что исторический фильм о становлении региона собрал свою — и немаленькую — аудиторию, которой в больше степени оказалась важна не столько художественная ценность, а сам факт экранизации местной истории (подобная реакция нередко прослеживалась и после проката «Бабича»). Поэтому неслучайно, что «Первая республика» под конец года взяла межрегиональную кинопремию в Казани.

Летом в регионе прошел восставший из пепла недофинансирования кинофестиваль «Серебряный Акбузат». Несмотря на расширенную программу событий (к примеру, в Уфе прошла встреча с классиком мирового кино Кшиштофом Занусси) и обильный конкурс, фестиваль продолжил концентрироваться на проблеме умирания или нарочито неестественном существовании старого мира в XXI веке, не замечая развития принципиально новых тенденций. В результате обозначенная на фестивале проблематика настолько же остра, насколько и локальна. И здесь как нельзя лучше отражается герметичная жизнь региона, готового — в своих театрах или кинематографе — поддержать вневременную беседу о жизни и смерти, но как будто бы глухого к событиям последних десятилетий. В том числе и поэтому за всю историю фестиваля (как и в этот раз) «Серебряный Акбузат» не открыл миру — хотя бы России — ни нового яркого режиссера, ни важного фильма. И по этой же причине фестиваль, несмотря на международный статус и все слова благодарности зарубежных гостей, пока остается сугубо локальной историей, невидимой для крупных игроков киноиндустрии, профильных изданий и зрителей за пределами региона.

За вековыми юбилеями незаметно скрылся год театра, оставив в качестве воспоминания спецприз «Золотой маски» за спектакль «Зулейха открывает глаза» и откладываемый ремонт все того же Башдрамтеатра. Весной Уфа вновь принимала фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», где ярким событием стала постановка «Беруши» Ильсура Казакбаева (Сибайский драмтеатр) на фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» — единственный внеконкурсный спектакль был показан дважды по просьбам зрителей. К слову, там же в качестве диковинки был представлен интерактивный спектакль «Лимбо» независимого азербайджанского театра «dOM». При том, что опыты иммерсивных спектаклей в Уфе уже случались — только в этом году частный «The Театр» выпустил два проекта «Соучастие» и «Под одеялом» — создалось впечатление, что уфимский зритель сталкивается с этим форматом впервые. Это, впрочем, по-своему говорит о месте частных театров в регионе.

— Пока мы пытаемся занять правильную сторону, решаем этические и политические вопросы, из поля зрения уходит собственно художественный процесс. Театральная карта страны размылась: оперных театров в стране почти три десятка, все знают про Екатеринбург и Пермь — а что слышно о Башкирской опере, кроме того, что Ильдар Абдразаков дебютировал там бородатой постановкой «Аттилы»? — отмечает критик Софья Дымова.

А так — все хорошо, прекрасная маркиза: в Уфе по-прежнему популярны бестолковые, но неизменно звездные антрепризы.

Традиционно масштабно прошел музыкальный фестиваль «Сердце Евразии», хэдлайнером которого стал Эмир Кустурица и The No Smoking Orchestra. У фестиваля сложился свой официозный флер, незаметный, но неотъемлемый: предельно позитивный посыл мероприятия допускает в концертный репертуар размышления разве что космического характера, но никак не о сегодняшнем дне. Возможно, к этому обязывает желание приурочить фестиваль к памятным датам, возможно — необходимость представления в программе различных национальных красок, а это чаще всего поле традиционной музыки и лирики.

При таком ракурсе за пределами фестиваля остается как остросоциальная тематика, так и современный музыкальный язык с авангардными экспериментами, которые в России нередко связаны между собой. Так цельная программа музыкального и отчасти танцевального события, названного во имя масштаба фестивалем искусств, становится прямым наследником объемных праздничных концертов по государственным поводам в каком-нибудь монументальном ДК. Учитывая, что в этом году фестиваль побил все свои рекорды по посещаемости, подобный формат по-прежнему привлекателен, а публика, оголодавшая до бесплатных оупэн-эйров, готова продолжать, несмотря на дождь и стужу.

Главной неожиданностью в музыкальной жизни региона стал рэп-фестиваль «Новая Атланта». Старшее поколение снова удивилось, что рэп собирает, а сам фестиваль показал, что у молодых артистов, уже сейчас собирающих стадионы, для описания сегодняшнего дня практически нет для этого адекватного языка и соответствующей музыкальной ткани, которая могла бы во всей полноте передать весь нынешний пост-пост, мета-мета. Характерно, что в паузах между песнями часть артистов автоматически переходила с яростной, условно «молодежной» лексики на канцелярскую, безжизненную речь, а проще всего зал объединялся динамикой хоккейных кричалок.

В этом угадывается не только маска, которую каждому из участников фестиваля приходится надевать (или снимать) на сцене, но и неразорванная связь с нынешним неосоветским стилем, который ожившим трупом обтекает контурные карты современной культуры, с каким бы удовольствием его ни материли. Несмотря на то, что на фестивале не прозвучало ничего, что можно было бы по убедительности и силе воздействия назвать гимном поколения, сам факт выступления на масштабной сцене — ключевая победа если не десятилетия, то года, и было бы чертовски обидно, если бы в этой невероятной атмосфере, где каждый способен стать героем поколения, не будет создано что-то кардинально новое и смелое.

Итог если не десятилетия, то года подвел анализ культурной ситуации после критики министра культуры Владимира Мединского, в связи с недостаточными показателями посещаемости культурных мероприятий в Башкирии. Разбор ситуации в этой сфере показал, почему творческие направления в регионе не развиваются, а утечка мозгов в другие регионы не прекращается. Кажется, что так будет всегда — хотя бы потому, что никаких действий в связи с этим не предпринимается.

Что же в итоге? Герметичность всех вспышек активности в культурной сфере Башкирии в 2019 году фиксирует два принципиально важных момента. Во-первых, все названные события собирают ощутимо большую аудиторию, а значит большинство все еще устраивает их локальность, которая зачастую нежизнеспособна и бесполезна за пределами региона. Во-вторых, как следствие, местные власти не видят смысла прыгать выше головы, а значит ничего в этой сфере в ближайшие годы кардинально не изменится, несмотря на то, что собственно власть в регионе вроде бы сменилась. С новым годом — который выглядит отчаянно старым и дряхлым уже сейчас.


Источник

Кино, театр, музыка в Башкирии-2019: подводим культурные итоги уходящего года

Прокомментировать

futaba rio hentai truehentai.com princess resurrection hentai
مشاهده سكس مجانى radarporn.com فيلم شيماء الحاج
indiandaddies soloporntrends.com bulufelem
stl results today pinoywall.com la vida lena november 19 2021 full episode
ang probinsyano may 18 2021 full episode advance teleseryeone.com sb19 birthday
indianxxx com sumoporn.mobi bangladeshi sexy girl video
www pakistani sex video com indiansexgate.mobi hindi sexy video movie hd
sunny lione xnxx tubepatrol.xxx wwxnxcom
sdnm-177 javstar.mobi 僕らの性欲をまるごと飲み干す!爆乳ごっくん委員長 椿織さとみ
سكس منقبات مترجم yourtubetop.com الزبر فى الكس
pinktube newbigtube.mobi arab sex.com
sexy indian fucking zbporn.net xxxxx video bf
しぶやかほ javdatabase.net 特別授業 3slg
cowsex rajwap.biz telguxnxx
نيك ممثلين pornkino.org htbls;s