Что надо сделать, чтобы люди меньше пили, и особенно, что нужно сделать, чтобы они прекратили употреблять нелегальный алкоголь – к этим двум основным вопросам можно свести парламентские слушания по реализации закона об обороте алкогольной продукции и ограничении ее потребления, которые прошли сегодня, 23 мая, в Доме Госсобрания в Уфе.
Цифры – упрямая вещь
Начнем с цифр. По словам помощника прокурора Башкирии Руслана Исмагилова, в прошлом году в Башкирии был зафиксирован 61 смертельный случай от алкоголя, это на 12 случаев больше, чем в 2017 году. В то же время, по данным прокуратуры, в стране тенденция другая. Количество смертей от алкоголя в прошлом году в стране снизилось на 18%, а в Татарстане — больше чем на 70%.
— Республика идёт в противоположном тренде, и это беспокоит, — заключил он.
Но замминистра здравоохранения Гульнара Зиннурова привела другие цифры. Она сказала, что количество больных хроническим алкоголизмом на 100 тысяч населения в Башкирии снизилось.
— На 1 апреля 2019 года таких больных было 37950. То есть 36,8 на 100 тысяч населения, — сказала она. — Это на 6,3% меньше, чем за такой же период прошлого года.
Она же добавила, что в Башкирии есть всего два района, где не было случаев смерти в результате употребления алкоголя, это Илишевский и Стерлибашевский районы.
В ходе слушаний не раз обращали внимание на то, что некоторые показатели, особенно по смертности, связанной с употреблением алкоголя, у разных ведомств – разные.
Реклама рекламе рознь
На слушаниях выявилась одна любопытная проблема. О ней рассказала председатель «Опоры России» в Башкирии Ляйсан Николаева. По ее словам, в соцсетях распространяется реклама «Башспирта», причем целенаправленно таргетированная на молодежь. А «Башспирт» — это между прочим предприятие, которое принадлежит республике.
— Нельзя ли ограничить такую рекламу, и, наоборот, направить усилия на антиалкогольную рекламу для молодежи? – задала вопрос представитель малого и среднего бизнеса.
— А где ее распространяют? В Инстаграме? Я там такой рекламы не видел, — удивился спикер башкирского парламента Константин Толкачев.
Ему, видимо, был непонятен смысл термина «таргетированная реклама».
— А вы ее и не увидите, — пояснила Ляйсан Николаева. – Она рассчитана на лиц от 14 до 35 лет.
Что предложили в госкомторговли?
Председатель госкомитета по торговле и защите прав потребителей Гузэль Асылова предложила внести изменения в федеральное законодательство.
Во-первых, дифференцировать плату за лицензию торговлей алкогольной продукцией в зависимости от количества торговых точек.
Во-вторых, перевести право ограничения торговлей алкоголем с уровня местных властей на региональные.
— Сейчас плата за лицензию составляет 65 тысяч рублей в год, — рассказала она. – Для крупных торговых сетей это мало, а для малого бизнеса – чрезмерная финансовая нагрузка.
По поводу второго предложения она пояснила, что муниципалитеты каждый на свой лад устанавливают ограничения алкогольному бизнесу.
— Например, расстояние, ближе которого нельзя торговать у школ, в Уфе составляет 25 метров, в Салавате – 70, а в Буздяке – 100. Это создает неравные условия для предпринимателей и усложняет контроль. Лучше, чтобы правила были единообразные, — пояснила она.
Также Гузэль Асылова предложила ввести минимальный уровень задолженности предпринимателей, ниже которого их нельзя будет лишать лицензий.
— Бывают случайные задолженности, — сказала чиновница. — И обидно, когда из-за долга в 5-10 рублей предпринимателя приходится лишать лицензии.
О чем не говорили на слушаниях
Один из участников слушаний, предприниматель, производящий слабоалкогольные напитки, рассказал Медиакорсети о том, что, по его мнению, заслуживает общественного внимания не меньше запретов на алкоголь.
— Не говорили ничего о мерах поддержки отечественного производителя, — сказал он. — Например, почему мои напитки не могут конкурировать с импортными, в которых используются консерванты? За рубежом производителя косвенно субсидируют, через субсидии на ячмень, солод и даже на крышки. Вот и получается, что они на входе в торговые сети устанавливают цену в 50 рублей за литр, после торговой наценки стоимость вырастает до 80, а я не могу этого позволить. У меня в цене литра уже заложен 41 рубль на налоги и акцизы. А еще амортизация, логистика, зарплата. И меньше 110 рублей литр я продать не могу.
— Почему бы не ввести налог на консерванты? — предложил собеседник. — Это и импортные слабоалкогольные напитки с рынка вытеснит, и для здоровья полезнее. По словам предпринимателя, примерно половина алкоголя продается на рынке через систему ЕГАИС, а другая половина — ее обходит.
Предприниматель оценивает объём проданного таким способом алкоголя только в Уфе в 70 тысяч декалитров в месяц , а это означает непоступление в бюджет акцизов , в том числе НДС около 28 млн рублей. Но эти цифры на слушаниях так и не прозвучали.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать