Башкирские парламентарии Рустам Ишмухаметов, Эльвира Аиткулова, Салават Хусаинов, Елена Родина и Римма Утяшева выступили с законодательной инициативой ограничить мобильность ныне популярных у молодежи электросамокатов, гироскутеров и моноколес.
Депутаты регионального Курултая считают, что «массовое и бесконтрольное использование таких средств передвижения несет угрозу обществу».
Эксперты же уверены, что республиканские законодатели пошли самым простым путем: вместо того, чтобы создавать инфраструктуру для таких ездоков, решили «все взять и запретить».
— Аварии с участием электросамокатов происходят постоянно, — объясняет свою точку зрения
— Мы также намерены ввести запрет на передвижение на одном электросамокате двух и более человек, — говорит
Проектом закона также предлагается установить административную ответственность за нарушение вышеперечисленных требований. Штрафы должны составить от одной до двух тысяч рублей, за повторное нарушение — от трех до четырех тысяч рублей.
— Инициаторы законопроекта решили пойти, как им кажется, по простому пути: проблему аварий с участием электросамокатов они не решают, а ликвидируют, — уверен доцент кафедры права и обществознания БГПУ Евгений Булычев. — Не надо заморачиваться по поводу создания инфраструктуры для самокатчиков, их правового просвещения, а можно просто взять и, по сути, запретить раздражающий фактор.
По мнению
— Передвижение со скоростью в 10 километров в час в городе не сможет быть альтернативой передвижению пешком, — полагает он. — Многие пользователи просто откажутся от аренды и, возможно, приобретут индивидуальные самокаты, причем наверняка более скоростные.
Директор института права БашГУ Руслан Зайнуллин также считает, что «в первую очередь властям необходимо развивать соответствующую инфраструктуру для возможности дальнейшего регулирования этого сегмента рынка услуг».
— Просто введение запретов и определенных правил пользования электросамокатами хотя и снизит количество
— Так называемые «средства индивидуальной мобильности» демонстрируют взрывной рост популярности, — согласен ректор института развития образования РБ Азат Янгиров. — Растет популярность — растет и количество аварий. Известно, что наибольшее распространение получают именно электросамокаты — спрос на них в 2020 году по сравнению с предыдущим годом вырос по разным оценкам до 1,6 раза. Очевидно, что электросамокаты постепенно занимают свою нишу в системе транспорта. В связи с этим назрела необходимость регулирования использования средств индивидуальной мобильности. Но в сочетании с ограничивающими мерами необходимо развернуть и широкую информационную кампанию, особенно в школах.
Директор центра гуманитарных исследований РБ Марат Марданов полагает, что «все новое несет в себе как положительные, так и отрицательные аспекты, связанные прежде всего с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан».
— По этой причине эта отрасль однозначно нуждается в законодательном регулировании с точки зрения повышения уровня безопасности, — убежден Марат Марданов. — Это необходимо в интересах самих граждан. Опыт стран, в которых использование таких средств передвижения законодательно урегулированы, показывает, что без активного вмешательства со стороны органов государственной власти бесконтрольное использование приводит к повышению количества
Марат Хамитьянович предложил «учитывать положительный зарубежный опыт в этой сфере».
— В частности ввести штрафные санкции за пользование самокатов детьми без шлема и перевозку пассажиров, — говорит он. — Целесообразно поставить вопрос о запрете передвижения по тротуарам, так как наиболее подходящим местом могут быть только специализированные велодорожки, ограничить скорость их передвижения, запретить употребление спиртного. Ну и необходимо больше развивать в городах сеть пространств, где можно было бы молодежи использовать это средство передвижения.
А вот доцент кафедры государственного права БашГУ Игорь Кузнецов сомневается, что
— В каких магазинах будут устанавливать «ограничители скорости»? — вопрошает он. — Как будут замерять эту скорость, ведь у самокатов нет номерных знаков и соответственно камеры их не увидят…
А кандидат философских наук Михаил Бреслер и вовсе признался, что «разочарован эмоционально» новым законопроектом.
— От представителей народа, за которых я голосовал с надеждой и кому оказал доверие и уважение, я ожидал большего, — сетует Михаил Григорьевич. — Столкнувшись даже не с проблемой, а новым процессом в обществе, они не предприняли усилий после широкого делиберативного обсуждения изучить вопрос и
— Можно было предположить, что это стимулировало наших горожан обратить внимание на новый вид мобильности, — поясняет он. — Как всегда, это внесло некоторую сумятицу. Большая часть вела себя прилично, но были и хулиганы, что нарушали общественный порядок. Но это обычный вопрос большого города, который решается оперативно — контроль, инфраструктура и прочее. Когда нарисовали велодорожки — к ним привыкали лет пять, но привыкли. Пешеходы почти на них не ходят, а велосипедисты почти все соблюдают правила. Использованию мобильных средств передвижения бы научились тоже.
Михаил Бреслер полагает, что электросамокаты — решение транспортных проблем большого города.
— Большая часть офисных работников могут в своих
Сейчас же, по словам
— Чиновные и сановные мужи и дамы загромождают своими авто все тротуары на Советской, стоят нескончаемой колонной на Кирова, Коммунистической, Цюрупа и всех иных улицах исторического центра, — негодует он. — С упорством, достойным лучшего применения, расширяют дорожную полосу и тут же занимают ее под бесплатную стихийную парковку. Торжественно открытая улица 8 марта — тому яркий пример.
Вот он — неисчерпаемый источник доходов в муниципальные бюджеты, и место силы для роста популярности депутатов. Но нет — автомобиль — это святое, а на самокатах солидные люди не ездят. Депутатский корпус, забыв о партийных разногласиях, выступил единым фронтом. Запретить, держать и не пущать. Печально, но с надеждой на победу здравого смысла думаю, что представители народа скорректируют законопроект ради процветания нашего города и республики.