Главная » Политика » Парламентарии Башкирии намерены ограничить мобильность электросамокатов

Парламентарии Башкирии намерены ограничить мобильность электросамокатов

Башкирские парламентарии Рустам Ишмухаметов, Эльвира Аиткулова, Салават Хусаинов, Елена Родина и Римма Утяшева выступили с законодательной инициативой ограничить мобильность ныне популярных у молодежи электросамокатов, гироскутеров и моноколес.

Депутаты регионального Курултая считают, что «массовое и бесконтрольное использование таких средств передвижения несет угрозу обществу».

Эксперты же уверены, что республиканские законодатели пошли самым простым путем: вместо того, чтобы создавать инфраструктуру для таких ездоков, решили «все взять и запретить».

— Аварии с участием электросамокатов происходят постоянно, — объясняет свою точку зрения вице-спикер Курултая РБ Рустам Ишмухаметов. — Ежедневно люди получают травмы. Чтобы обезопасить граждан, мы считаем необходимым в порядке опережающего правового регулирования принять республиканский закон, не дожидаясь решения на федеральном уровне.

Парламентарий отметил, что законопроект предполагает ограничение скорости передвижения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности в населенных пунктах до 10 километров в час. Также предлагается ввести запрет на их использование детьми до 14 лет, за исключением случаев использования в рекреационных зонах под присмотром родителей.

— Мы также намерены ввести запрет на передвижение на одном электросамокате двух и более человек, — говорит г-н Ишмухаметов. — Кроме того, ездить в темное время суток можно будет только в светоотражающей одежде.

Проектом закона также предлагается установить административную ответственность за нарушение вышеперечисленных требований. Штрафы должны составить от одной до двух тысяч рублей, за повторное нарушение — от трех до четырех тысяч рублей.

— Инициаторы законопроекта решили пойти, как им кажется, по простому пути: проблему аварий с участием электросамокатов они не решают, а ликвидируют, — уверен доцент кафедры права и обществознания БГПУ Евгений Булычев. — Не надо заморачиваться по поводу создания инфраструктуры для самокатчиков, их правового просвещения, а можно просто взять и, по сути, запретить раздражающий фактор.

По мнению г-на Булычева, «сокращение скорости электросамокатов, гироскутеров и моноколес до 10 километров в час убьет этот активно развивающийся сегмент рынка».

— Передвижение со скоростью в 10 километров в час в городе не сможет быть альтернативой передвижению пешком, — полагает он. — Многие пользователи просто откажутся от аренды и, возможно, приобретут индивидуальные самокаты, причем наверняка более скоростные.

Читайте также

«Достижение Китая»: как Huawei стал лидером рынка

Директор института права БашГУ Руслан Зайнуллин также считает, что «в первую очередь властям необходимо развивать соответствующую инфраструктуру для возможности дальнейшего регулирования этого сегмента рынка услуг».

— Просто введение запретов и определенных правил пользования электросамокатами хотя и снизит количество дорожно-транспортных происшествий с их участием, но кардинально проблему не решит, — уверен г-н Зайнуллин. — А искусственно сдерживать рост популярности использования мобильных средств передвижения, тем более экологически чистых, представляется тупиковым вариантом развития событий.

— Так называемые «средства индивидуальной мобильности» демонстрируют взрывной рост популярности, — согласен ректор института развития образования РБ Азат Янгиров. — Растет популярность — растет и количество аварий. Известно, что наибольшее распространение получают именно электросамокаты — спрос на них в 2020 году по сравнению с предыдущим годом вырос по разным оценкам до 1,6 раза. Очевидно, что электросамокаты постепенно занимают свою нишу в системе транспорта. В связи с этим назрела необходимость регулирования использования средств индивидуальной мобильности. Но в сочетании с ограничивающими мерами необходимо развернуть и широкую информационную кампанию, особенно в школах.

Директор центра гуманитарных исследований РБ Марат Марданов полагает, что «все новое несет в себе как положительные, так и отрицательные аспекты, связанные прежде всего с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан».

— По этой причине эта отрасль однозначно нуждается в законодательном регулировании с точки зрения повышения уровня безопасности, — убежден Марат Марданов. — Это необходимо в интересах самих граждан. Опыт стран, в которых использование таких средств передвижения законодательно урегулированы, показывает, что без активного вмешательства со стороны органов государственной власти бесконтрольное использование приводит к повышению количества дорожно-транспортных происшествий и травматизму.

Марат Хамитьянович предложил «учитывать положительный зарубежный опыт в этой сфере».

— В частности ввести штрафные санкции за пользование самокатов детьми без шлема и перевозку пассажиров, — говорит он. — Целесообразно поставить вопрос о запрете передвижения по тротуарам, так как наиболее подходящим местом могут быть только специализированные велодорожки, ограничить скорость их передвижения, запретить употребление спиртного. Ну и необходимо больше развивать в городах сеть пространств, где можно было бы молодежи использовать это средство передвижения.

А вот доцент кафедры государственного права БашГУ Игорь Кузнецов сомневается, что нормативно-правовой акт, если его примут региональные депутаты, будет работать.

— В каких магазинах будут устанавливать «ограничители скорости»? — вопрошает он. — Как будут замерять эту скорость, ведь у самокатов нет номерных знаков и соответственно камеры их не увидят…

А кандидат философских наук Михаил Бреслер и вовсе признался, что «разочарован эмоционально» новым законопроектом.

— От представителей народа, за которых я голосовал с надеждой и кому оказал доверие и уважение, я ожидал большего, — сетует Михаил Григорьевич. — Столкнувшись даже не с проблемой, а новым процессом в обществе, они не предприняли усилий после широкого делиберативного обсуждения изучить вопрос и каким-то образом его улучшить. Предпочли жестко ограничить, запретить и втиснуть в свои представления новые времена.

Г-н Бреслер напомнил, что в этом году теплая погода неожиданно пришла почти на месяц раньше и число компаний, сдающих самокаты в аренду, увеличилось.

— Можно было предположить, что это стимулировало наших горожан обратить внимание на новый вид мобильности, — поясняет он. — Как всегда, это внесло некоторую сумятицу. Большая часть вела себя прилично, но были и хулиганы, что нарушали общественный порядок. Но это обычный вопрос большого города, который решается оперативно — контроль, инфраструктура и прочее. Когда нарисовали велодорожки — к ним привыкали лет пять, но привыкли. Пешеходы почти на них не ходят, а велосипедисты почти все соблюдают правила. Использованию мобильных средств передвижения бы научились тоже.

Михаил Бреслер полагает, что электросамокаты — решение транспортных проблем большого города.

— Большая часть офисных работников могут в своих кэжуал-костюмах не брать машину, а спокойно доехать до своего офиса, а вечером также домой, — поясняет он. — Не надо заботиться о транспорте. Взял — доехал — поставил. Это снизило бы нагрузку на общественный транспорт, что особенно важно в период пандемии, а если бы к этому процессу присоединились бы работники государственных и муниципальных служб и сами депутаты, они смогли бы оценить возможности инфраструктуры Уфы.

Сейчас же, по словам г-на Бреслера, «все наоборот».

— Чиновные и сановные мужи и дамы загромождают своими авто все тротуары на Советской, стоят нескончаемой колонной на Кирова, Коммунистической, Цюрупа и всех иных улицах исторического центра, — негодует он. — С упорством, достойным лучшего применения, расширяют дорожную полосу и тут же занимают ее под бесплатную стихийную парковку. Торжественно открытая улица 8 марта — тому яркий пример.

Вот он — неисчерпаемый источник доходов в муниципальные бюджеты, и место силы для роста популярности депутатов. Но нет — автомобиль — это святое, а на самокатах солидные люди не ездят. Депутатский корпус, забыв о партийных разногласиях, выступил единым фронтом. Запретить, держать и не пущать. Печально, но с надеждой на победу здравого смысла думаю, что представители народа скорректируют законопроект ради процветания нашего города и республики.


Источник