UfaToDay
Главная » Без рубрики » Спустя 30 лет Вести раскрыли неизвестные подробности космического полета «Бурана»: специальный репортаж Ирины Швец

Спустя 30 лет Вести раскрыли неизвестные подробности космического полета «Бурана»: специальный репортаж Ирины Швец

Уникальные кадры из личного архива специалистов Байконура  — на спине самолета «МрИя» космический корабль «Буран».  Фотография этой необычной транспортировки облетела весь земной шар, впрочем,  как и вскоре сам космический челнок. 

Часть этого корабля –  компенсатор –  находится в  музее УГАТУ. Причем неслучайно. Этот элемент направили в Авиационный университет для испытаний. За вклад в программу «Энергия- Буран» башкирские ученые были удостоены государственной премии.  Среди специалистов из Башкирии, работавших над космическим челноком –   профессор, инженер – механик Юрий Первушин. Он  тестировал варианты  облицовочного материала для Бурана.

Юрий Первушин, инженер-механк, д.т.н., профессор УГАТУ:

«С 74-го года к нам приехали из Самарского космического центра, чтобы мы приняли участие в работах по теплозащите спускаемых аппаратов. У нас с ними был договор. По выбору вот этих вещей. Мы участвовали в этом. Самые первые участники, наверное.»

Тогда ученые выяснили, что при снижении многоразового челнока, его обшивка может раскаляться до двух тысяч градусов. Значит, нужна особая теплозащита с использованием самых современных на тот момент химических технологий.

Ирина Швец:

«Это тот самый материал, которым был облицован буран. Изготовлен из специального кварцевого волокна. Стоимость такой плитки в советском союзе составляла от 150 до пятисот рублей. Для сравнения зарплата инженера в те годы была около 120.»

Андрей Щерабков — еще один башкирский инженер, который тогда работал на Байконуре. Он был одним из участников проекта «Энергия – Буран».  И сегодня, специально для нашей съемочной группы, он рассказал, кто или что было на борту советского космического корабля в момент его первого и единственного полета.

Андрей Щербаков, инженер:

«Когда полет прошел успешно, все это праздновали. И один из членов стартовой группы говорит. Знаете, полет-то был пилотируемый! Мы ему сразу – как так? Что? Кто? Манекен? Нет, говорит. Я когда закрывал люк – запустил туда муху. Вот поэтому полет был все равно в присутствии пилота.»

Полет «Бурана» вошел в книгу рекордов Гиннеса как уникальный, ведь ранее никто не сажал космические аппараты в автономном режиме.  Но такой посадке корабль обучили летчики – испытатели. Среди них и уроженец Башкортостана Урал Султанов. Он же и находился в группе сопровождения челнока, когда тот возвращался на Землю.

Урал Султанов, заслуженный лётчик-испытатель РФ:

«Моя личная задача — подстраховать Магомеда Толбоева. Который должен был его встречать в полете. Я его страховал на боевом самолете. Мы должны были его встретить и сопроводить до приземления.»

Тот полёт так и остался единственным. В 93-ем программу «Энергия-Буран» официально закрыли. К сожалению, не дожил до наших дней и сам единственный советский космический корабль. В 2002-ом году крыша ангара, в котором он находился, обвалилась и полностью разрушила его.  Но создание этого челнока было и остается еще одним значительным шагом на пути освоения космоса.  На базе его составляющих созданы двигатели уже современных российских ракет.


Источник ГТРК «Башкортостан»

Спустя 30 лет Вести раскрыли неизвестные подробности космического полета «Бурана»: специальный репортаж Ирины Швец

    Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.