Башкирские ученые разработали технологию повышения прочности титанового сплава для производства деталей авиадвигателей. Материал отличается усовершенствованной ультромелкозернистой структурой. Прогнозируемые характеристики прочности более чем на 20 процентов выше, чем у аналогичных сплавов, используемых в «Боингах». Подробности у Александра Колинченко.
Кажется, что ничего не происходит. Но на 15-кратном ускорении можно заметить, как деталь тянется и вот-вот порвется.
Сочетание максимальной прочности и необходимой пластичности – на сегодня, пожалуй, главное требование к деталям авиационных двигателей. Этим блестящим лопаткам на дисках компрессора предстоят такие нагрузки, что, будь они сделаны не из особого титанового сплава, то причиной катастрофы в воздухе могла бы стать простая песчинка. 1030 мегапаскалей – уже много лет такие показатели сопротивления разрушению для этого материала считались максимально возможными. По мнению производителей, но не ученых.
Григорий Дьяконов – старший научный сотрудник Института физики перспективных материалов УГАТУ:
-Потенциально эту цифру еще можно повысить. Другой вопрос сколько это будет стоить и нужно ли оно производству. То есть всегда важна цена.
Сделать титановый сплав еще более крепким, но не «золотым», удалось ученым в Башкортостане. Внешне изделие ничем не отличается от обычного.
Ирина Семёнова – ведущий научный сотрудник Института физики перспективных материалов УГАТУ:
-Это можно обнаружить только, посмотрев в электронный микроскоп, перед этим еще и разрезав деталь.
Внутри окажется ультрамелкозернистая структура. Теоретические принципы, равно как и технологии получения её, были разработаны в стенах Уфимского авиационного университета. Суть метода лишь кажется простой. Материал особым образом деформируют при сверхвысоком давлении.
Ирина Семенова – ведущий научный сотрудник Института физики перспективных материалов УГАТУ:
— Плотность металла не меняется. Не меняется химический состав. Меняется структура. Мы получаем прочностные характеристики практически в полтора раза выше чем у исходной заготовки. 20 процентов – это минимум.
Специалисты говорят, что технология в условиях массового серийного производства окажется более, чем жизнеспособной. И гиганты российского авиастроения ею уже заинтересовались. На одном из них изготовлены образцы для испытаний. Предполагается, что усовершенствованный материал будет применяться, в том числе, при производстве отечественного авиационного двигателя нового поколения ПД-14.
Прокомментировать