Ученые уфимского авиационного университета разработали и собрали инновационного робота-фрезеровщика. Он будет делать детали газотурбинных двигателей для новейших моделей самолетов. При этом работа идет в разы быстрее и точнее. Репортаж Алексея Медведева.
Движения этого робота напоминают работу 3D- принтера. Только этот станок запрограммирован на фрезеровку деталей авиадвигателей. Три параллельно установленных привода, похожих на паучьи лапы, перемещают рабочий инструмент сразу в 5-ти плоскостях, что обеспечивает высокую точность и при этом большую скорость обработки.
Булат Еникеев, младший научный сотрудник кафедры автоматизации технологических процессов УГАТУ:
— Проверили, а можно ли обрабатывать высокопрочный титановый сплав со скоростью 700 метров в минуту, это 42 километра в час, в 7 раз быстрее, чем это обычно делают — оказалось, что можно.
Технология уже запатентована и является, по сути, эксклюзивной в России. Аналогичные машины есть только в Германии, Японии и США. По заданию министерства образования ученые уфимского авиационного университета разработали конструкцию и изготовили этот станок всего за 2 с половиной года. Сфера применения обширная, от нефтяной промышленности до авиа- и ракетостроения.
Олег Акмаев, доцент кафедры автоматизации технологических процессов УГАТУ:
— Главная преимущество — это повышенная жесткость, способность противодействовать внешней нагрузке, минимизация возможной деформации узлов станка.
При всем этом робот намного меньше фрезерных станков классического типа. Это связано с металлоемкостью, то есть с количеством затраченных на его изготовление материалов.
Алексей Медведев, корреспондент:
— Традиционный фрезерный станок весит около 7 тонн, из-за наложения массивных деталей друг на друга. Инновационная же разработка ученых из УГАТУ в 3 раза легче, её вес всего 2 с половиной тонны. И дело не в используемых материалах, а в параллельном расположении элементов конструкции. Что, в свою очередь, делает станок в несколько раз быстрее и дешевле своих предшественников.
Сейчас станок находится в разобранном виде. Это необходимо для его калибровки, то есть выявления каких-либо неточностей изготовления. Ведь любая погрешность конструкции, даже если она меньше миллиметра, может привести к браку на производстве.
Илья Красников, инженер кафедры автоматизации технологических процессов УГАТУ:
— Вот смотрите, сейчас электронный микрометр показывает 3 микрона, то есть 1 тысячных миллиметра, то при изготовлении детали будет брак, авиационных изделий, которые стоят несколько миллионов.
Пока робот-фрезеровщик существует в единственном экземпляре. Но перспективной разработкой уже заинтересовались ведущие машиностроительные предприятия. В частности, возможность покупки рассматривает УМПО. Ученые уверены, в случае благоприятного финансового климата им удастся запустить серийное производство уже через 1,5 года.
Прокомментировать