Одним из его первых учеников был композитор Салават Низаметдинов. С тех пор за Юрием Смирновым закрепилась слава уникального преподавателя училища искусств. Он берется обучать игре на баяне и аккордеоне студентов, которые в силу особенностей здоровья читают ноты с трудом или не видят их вовсе. В классе необычного педагога побывал Александр Колинченко.
Вполне обычный урок. Только вот пюпитр с нотами придвинут к ученику почти вплотную. Еще чуть-чуть и меха баяна будут скрестись о подставку. Впрочем, Арсений все равно в ноты не смотрит. Читать с листа – задача не для его зрения, которое даже со специальными линзами составляет плюс 13. Чтобы разобрать нотный текст баянист должен буквально носом уткнуться в партитуру.
Аккордеоны и баяны звучат громче всех в какофонии, которую слышишь, проходя по длинному коридору отдела народных инструментов Уфимского училища искусств. С одной стороны, инструменты объективно не тихие, с другой — студентов аккордеонистов и баянистов здесь действительно больше, нежели тех, кто осваивает, скажем, домру или гитару.
По статистике среди абитуриентов, ежегодно подающих сюда документы на поступление – один два – это музыканты, имеющие серьезные проблемы со зрением. Как правило, в итоге здесь они не учатся, но получают рекомендации к поступлению в специальное учебное заведение в Курске. Но что делать, если кто-то очень талантливый не может позволить себе поехать учиться в другой город. Тогда и обращаются к особому, как здесь говорят, преподавателю Юрию Смирнову.
Юрий Смирнов не считает себя каким-то уникальным специалистом. И даже шрифтом Брайля он не владеет. Просто так сложилось, что в жизни ему довелось много общаться с незрячими. Первым был его отец – ветеран войны. Вторым и третьим – легендарные в истории учебного заведения преподаватели Петр Петров и Николай Инякин. Когда не стало последнего, Юрий Васильевич взял себе его ученика — никому тогда неизвестного музыканта и композитора Салавата Низаметдинова. Молодой преподаватель тогда впервые оценил, как люди, имеющие серьезный физический недуг, могут с лихвой компенсировать это трудолюбием и талантом.
И все же, незрячие и слабовидящие музыканты – редкость среди студентов Училища искусств. Почти за полвека педагогической практики Юрия Смирнова их было всего пятеро.
Прокомментировать