Родители детей с ментальными нарушениями здоровья обеспокоены качеством образования. По их мнению, подростку после 9 класса просто некуда идти. Профессиональных учебных организаций из года в год становится меньше, а специальности продолжают сокращаться. Подробности в репортаже Султана Зиганова.
Ему только остается перебирать старые учебники, которые Дмитрий штудировал в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подросток особенный — с врожденным слабоумием. Это не помешало ему освоить специализированную программу. Но после 9 класса обучение закончилось. Теперь он и все его одноклассники, по словам родителей, лишены перспектив на будущее. Лишь выпускной альбом напоминает о жизни за окном.
Алёна Киричок, мама Дмитрия:
– Ребенок сейчас сидит дома. Оторванный от жизни. Мы никому не нужны. Нас никуда не берут. Мамы таких же детей уже не хотят никуда обращаться, потому что везде закрываются перед носом двери.
В школе-интернате №13, где раньше учился подросток, ничем помочь не могут. Образовательная программа для таких детей как Дима рассчитана только на 9 лет. А лицензия на продолжение учебы просто отсутствует и, видимо, появится нескоро, пояснили в учебном заведении.
— Наверняка что-то когда-то изменится, но то, что сегодня-завтра, конечно, нет, к сожалению. И нет, даже если Дима обучался у нас в школе, ну еще один год он обучился бы по программе 9-го того же класса, он бы мог продублировать. Но это не выход. Это не вариант.
Между тем, Диме предложили варианты образовательных заведений, где он может продолжить обучение. Но, по словам Алёны Киричок, в 92-ой школе-интернате в поступлении ему отказали. Проблема все в той же лицензии и в отсутствии мест.
– А почему нету? Не дают. Программ нет…лицензии… не только по Башкирии по всей стране нету.
Сегодня этой проблемой обеспокоены все родители детей с ментальными нарушениями. Ведь для того, чтобы воспитать и поставить на ноги такого ребенка, нужно приложить максимум усилий. Но в итоге — все напрасно, негодует Людмила Сахапова. Ведь полученные навыки в процессе обучения, вряд ли пригодятся в плену 4 стен.
Людмила Сахапова, председатель РОО “Содействие”:
— Зачем тратить много сил времени и денег – это дорогостоящее образование, если у них дальше пустота?! Нашим детям может пролонгировать это обучение? Дать еще пару лет проучится. Но здесь важно, куда мы потом после обучения отправляем наших детей.
Но в министерстве образования, похоже, проблемы в этом не видят. В республике действует около 40 школ-интернатов, где обучаются более 5 тысяч детей с ментальными нарушениями. И у каждого из них, по данным ведомства, есть возможность в дальнейшем получить специальность.
Жанна Шарафуллина, главный специалист-эксперт отдела специального образования министерства образования РБ:
– Профориентационная деятельность велась системно всегда. Наши выпускники, которые получили свидетельство об обучении после 9 класса, могут пойти на учебу в профессионально образовательные организации. На сегодняшний день у нас таких учреждений 16.
Однако, по мнению родителей особенных школьников, таких заведений становится меньше из года в год. А специальности продолжают сокращаться. Справляться приходится самостоятельно. Например, силами родителей создаются коррекционные центры. Здесь дети могут получить те знания и навыки, которым их не обучат в школе, говорит Эльвира Вакилова.
Эльвира Вакилова, мама Линара:
– Такие коррекционные центры, конечно, помогают. У нас вот 3 раза в неделю театральная группа. 3 раза футбол, легкая атлетика, теннис и рисование. На данный момент очень заняты.
Но будущее таких детей пока остается туманным. Либо ребенок с ментальными нарушениями найдет свое место в обществе, либо будет обречён на жизнь в четырёх стенах. Сегодня родители особенных детей пишут обращения в прокуратуру республики, в надежде, что на их проблему, наконец-то, обратят внимание.
Прокомментировать