Все громкие новинки кинопроката в России до поры до времени отложены, на первом плане неожиданно оказываются культовые фильмы, переживающие повторный прокат. С 8 октября на больших экранах Уфы показывают классику киберпанка — «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, лучше которого в этом жанре по-прежнему ничего нет.
«Бегущий по лезвию» рассказывает об одном деле детектива Рика Декарда (Харрисон Форд), который занимается поиском и уничтожением вышедших из-под контроля репликантов (ноу-хау будущего, нечто среднее между клонами и андроидами). Согласно заданию, ему необходимо поймать группу репликантов, которых возглавляет бывший солдат Рой Батти (Рутгер Хауэр). Режиссер Ридли Скотт ставит свой излюбленный вопрос (как до, так и после фильма): что есть человек и что определяет степень его человечности.
О «Бегущем» можно сказать достаточно громких слов. Например, что это программный фильм как для современный кинофантастики вообще, так и для жанра киберпанк, в частности. Ридли Скотт, снявший «Бегущего» через пару лет после не менее культового «Чужого», до сих пор считает вольную экранизацию книги Филипа Дика своим самым совершенным творением. Этот набор регалий и статусов можно протянуть еще на семь листов, но гораздо интереснее, за счет чего эталон стал эталоном — учитывая, что когда-то фильм провалился в прокате, а всенародную любовь приобретал потихоньку, в течение 25 лет и с помощью пяти монтажных версий.
Фильм создавался долго и мучительно. В описаниях съемок «Бегущего по лезвию» в том или ином виде встречается фраза «это больше напоминало стихийное бедствие», знакомая по другим мегаломанским проектам того времени — «Апокалипсис сегодня» Копполы и «Врата Рая» Чимино. В итоге черновой вариант фильма не зашел фокус-группе, поэтому его перелопатили в монтажной, а на место режиссерского открытого финала приклеили хэппи-энд. К слову, это были снятые с вертолета рабочие фрагменты «Сияния» Кубрика с закадровым текстом, который читал Харрисон Форд. Все это с треском провалилось в национальном прокате и быстренько вылтело из кинотеатров.
Реанимация фильма произошла 10 лет спустя, когда выпустили «режиссерскую» версию (впрочем, Скотт в этом событии участия не принимал) — после этого «Бегущий по лезвию» вошел в тройку лучших сай-фай фильмов, пропустив вперед только «Звездные войны» Лукаса и «Космическую одиссею» Кубрика. По-настоящему авторский, окончательный вариант, которым от и до занимался Ридли Скотт вышел только в 2007 году, причем премьеру устроили аж на Венецианском кинофестивале. Знатоки пишут, что каждая новая монтажная версия фильма так или иначе придавала фильму новые смысловые оттенки, а некоторые из них вовсе принципиально меняли концепцию. Но сегодня именно final сut 2007 года считается наиболее близким к канону и отправляется по кинотеатрам.
кадры из фильма, источник — kinopoisk.ru
«Бегущий по лезвию», который многочисленными монтажными гранями не только показал Вавилон будущего, и сам в определенной степени превратился в нечто подобное — то ли в постмодерновый аккумулятор, то ли в черную дыру. Здесь немецкий экспрессионизм переплелся с американским нуаром, Ницше и Иисус запросто уживаются в герое Рутгера Хауэра, зиккураты из древних легенд молча глядят на пролетающие автомобили, реальность видит сны, плоть не отличить от механизма, а высокие технологии находятся бок о бок с пугающе низким уровнем жизни. Словом, все, как у людей.
Эти оппозиции существуют в фильме наравне друг с другом, что работает на незавершенность формы и, если хотите, интерактивность. Это тоже одна из черт фильма, который больше трети века находится в состоянии собственной (пере)сборки и не обладает завершенной версией, поскольку полностью зависит от точки зрения или варианта, который выберет для просмотра зритель. В этом смысле и условно интерактивный «Брандашмыг» (2018) — резонансный эпизод из «Черного зеркала» — выглядит как что-то устаревшее.
На съемках. Источник — kinopoisk.ru
Парадоксальным содержанием наполнился и жанр: это был боевик без экшена, триллер без саспенса. В любовной линии не было собственно любви, а характеры в большинстве случаев обозначены лишь контурно. И в этом еще один парадокс: дизайн и конструирование кинопространства в «Бегущем по лезвию» оказались важнее привычной структуры, плохо склеенных эпизодов и развития персонажей. В изображенном будущем жизнь была трудной, но все же возможной — манящей неоновой красотой и отталкивающей необходимостью проверки на человечность.
В этот же контекст неопределенности укладывался и один из главных вопросов фильма: кто такой Декард? Харрисон Форд говорил, что играл человека, Ридли Скотт предпочитает считать, что это репликант, а финальные версии фильма не дают ни одной зацепки, которая могла бы перетянуть на себя одеяло интерпретации (о прошлом героя авторы умалчивают, известно только что он вот-вот уйдет на пенсию). В унисон гоголевскому Чичикову Декард лишен ярких черт — он не храбрец, но и не трус, он не герой, но и не злодей. Его мастерство отмечает начальство, но его расследование продвигается лишь за счет случайных совпадений и удачных находок, а в финале остается жив, благодаря милосердию своего противника. Кажется, Декард и сам не знает, кто он. Вслед за героем Форда этим вопросом будут задаваться все последующие мейнстримовые голливудские герои от Гарри Поттера до Нео.
Концепты к фильму. Источник — Kinopoisk.ru
P. S. Любопытно, что за почти 40 лет киберпанк в кино так и не нашел той степени выразительности, которая могла бы соперничать с фильмом Скотта, а заодно и с соответствующей литературой и видеоиграми. В этом контексте — «Странные дни» Бигелоу, «Джонни Мнемоник» Лонго, «Нирвана» Сальватореса, которые в разной степени претендуют на культовость, но все же вторичны по отношению к «Бегущему по лезвию». Критика в конце 90-х называет, пожалуй, единственное исключение, которое так и осталось стоять особняком — «Пятый элемент», в котором Люк Бессон последовал примеру Ридли Скотта («дизайн может быть сценарием») и создал не имитацию, но свой уникальный мир с помощью авангардного кутюрье Жан-Поля Готье и французских художников — авторов комиксов. А «Бегущий по лезвию» даже спустя треть века продолжает ускользать и никак не хочет отдаваться полностью никому — ни зрителям, ни режиссерам.
Материалы по теме:
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Прокомментировать