Главная » Экономика » вице-мэр Уфы обещал «закрыть» автоперевозчика на 20 суток. За что?

вице-мэр Уфы обещал «закрыть» автоперевозчика на 20 суток. За что?

Сегодня в Башкирии (как, впрочем, и в других регионах страны) деятельность многих отраслей рассматривается, прежде всего, с учетом соблюдения требований санитарной безопасности. Рейды по проверке масочного режима сейчас проводятся практически повсюду. Оно и понятно: в период пандемии здоровье важнее всего.

При этом, как показывает практика, у таких рейдов может быть своя оборотная сторона. Одни их участники считают, что подробное изучение особенностей соблюдения масочного режима, термометрии и социальной дистанции может отодвинуть на второй план решение не менее актуальных системных проблем. Другие не без оснований предполагают, что под видом проверки соблюдения санэпиднорм чиновники могут преследовать совсем иные цели.

В качестве наглядной иллюстрации у нас есть история об одном таком рейде, связанном с пассажирским транспортом.

«Закрою на 20 суток»

Прокуратура Уфы начала проверку по жалобе предпринимателя Виктора Искалина, который просит привлечь к ответственности вице-мэра и начальника столичного управления транспорта и связи Ильдара Юланова. Об этом Медиакорсети сообщили в прокуратуре республики. К проверке, которая продлится до 28 августа, привлечены также сотрудники городского управления внутренних дел.

Поводом для жалобы стала целая серия неприятных инцидентов, происшедших в Уфе 3 июля. Уфимский автоперевозчик Виктор Искалин, обслуживающий 272-й и 298-й автобусные рейсы уверен, что Ильдар Юланов намеренно создает препятствия его бизнесу. В качестве подтверждения своих слов Искалин представил видеозаписи рейда, проведенного в Уфе 3 июля сотрудниками сразу нескольких ведомств: Западно-Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (ГАДН), ГИБДД, Госкомтранса РБ и городского управления транспорта и связи.

На видеокадрах видно, как проверяющие останавливали автобусы прямо посреди маршрута — например, на остановке «Улица имени Города Галле». В данном случае мы не станем заострять внимание на выборе места проверки, хотя он тоже вызывает вопросы. Близость перекрестка по направлению к автовокзалу делает данный участок проспекта Октября одним из самых оживленных в городе.

Судя по диалогам проверявших и представителей перевозчика, снимавших процесс на видео, основной целью проверки являлось наличие маршрутных карт у водителей, а также их замена.

— «А почему нельзя было поменять карты на конечной остановке, зачем это делать посреди маршрута?» — этот вопрос представители перевозчика задали проверяющим, наверное, раз 50, однако ответа на него так и не получили.

В этом рейде как раз и принимал участие лично вице-мэр и начальник столичного управления транспорта и связи Ильдар Юланов. Именно он пообещал снимавшему его на видео заместителю Искалина Игорю Гавро, что «закроет его на 20 суток».

— Угрозы Юланова прокомментировать не могу, поскольку действия администрации в этой ситуации мне непонятны от слова «совсем»! — высказал свое мнение предприниматель Виктор Искалин. — На видео отчетливо слышно «Я тебя закрою на 20 суток!», но что конкретно подразумевает под этими словами господин Юланов, не берусь судить.

Сам Ильдар Юланов в разговоре с журналистом сначала отрицал, что угрожал «закрыть» перевозчика на 20 суток, но, узнав о видеозаписи инцидента, заявил, что фраза была вырвана из контекста.

Я в курсе, что Искалин подал на меня жалобу, но тот факт, что мы выявили в ходе рейда много нарушений, говорит сам за себя,сказал Юланов изданию mkset.ru.

«Неприязни не присутствует»

В своей жалобе прокурору Уфы Виктор Искалин отметил, что в тот день, 3 июля, проверки коснулись только обслуживаемых им маршрутов, и объяснил это проявлением личной неприязнью чиновников к нему.

Чтобы прояснить ситуацию, Медиакорсеть обратилась за официальным комментарием в администрацию Уфы и получила довольно подробный ответ, из которого следует, что проверка была посвящена не замене карт маршрута, а «соблюдению санитарных норм и законности осуществления пассажирских перевозок».

В ходе мероприятий проводилась проверка на наличие правоустанавливающих документов перевозчиков и на наличие защитных масок у пассажиров и водителей транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки,заверили представители мэрии.

По версии авторов письма, управление транспорта и связи городской администрации в тот день «оказывало консультационные услуги Западно-Уральскому межрегиональному управлению ГАДН по определению подлинности карт муниципального маршрута регулярных перевозок». Согласно законодательству, полномочиями проводить такие проверки наделено именно вышеназванное управление ГАДН. При этом стоит отметить, что на видеозаписи именно сотрудники уфимской мэрии активнее всех напирали на водителей с требованием маршрутных карт.

Нарекания на выбор мест для проверок, доставляющих, по словам водителей, неудобства при посадке и выходе пассажиров, в мэрии категорически отмели, заявив, что действующим законодательством не предусмотрены места проведения проверок.

Комментируя угрозу Юланова в адрес перевозчика («закрою на 20 суток»), мэрия заявила, что превышения полномочий в действиях чиновника нет. К тому же, в администрации отметили, что ИП Искалин продолжает работать на двух своих автобусных маршрутах в Уфе, а значит «препятствий в коммерческой деятельности, равно как и личной неприязни со стороны должностного лица не присутствует».

Однако представитель перевозчика Игорь Гавро, присутствовавший непосредственно при конфликте, настаивает:

Основной задачей рейда, как мне показалось, являлась именно замена карт маршрута. Соблюдение масочного режима проверялось лишь в нескольких случаях, да и то после наших вопросов об основаниях для проведения проверки. К тому же, некоторые проверяющие сами были без масок, это видно на видеокадрах. Учитывая, что изъятые у наших водителей карты маршрута являются документами строгой отчетности, нами организована служебная проверка. После неё, скорее всего, будем обращаться в суд с требованием признать изъятие карт незаконным. Пока что это единственный способ хоть как-то защищаться от произвола чиновников.

Реформа «под шумок»

Мы попросили прокомментировать эту историю еще двух представителей рынка транспортных услуг. Они высказали противоположные мнения.

Так, Фанис Батыров, руководящий одноименным ИП и являющийся оператором наибольшего (после «Башавтотранса») числа автобусных маршрутов, заявил Медиакорсети, что не считает ситуацию критической.

— Я не вникал в суть конфликта между Искалиным и мэрией. Мне некогда этим заниматься. Слишком много своих повседневных забот, — отметил он. — Автобусный парк мы постепенно обновляем, решаем кадровые вопросы. На сегодняшний день самой большой проблемой стала невыносимая жара, которая влияет на соблюдение масочного режима как пассажирами, так и персоналом.

Фанис Батыров отдельно пояснил, что сознательно старается дистанцироваться от конфликтов между властями и другими автоперевозчиками.

— Зря про меня говорят, что я хочу отнять маршруты у других, нам и так работы хватает. Мне постоянно вспоминают, что я входил в межведомственную комиссию по транспортным вопросам, но это было три года назад. С тех пор многое изменилось, в том числе сменились и люди в госструктурах, — подчеркнул Фанис Батыров.

В то же время гендиректор Ассоциации пассажирских перевозок Наталья Тептерева заявила, что хамство со стороны чиновников-транспортников обыденность.

— Наверное, ни в одном субъекте России нет такого количества жалоб на действия властей от предпринимателей-перевозчиков. Мне кажется, для некоторых перевозчиков хамское поведение сторонников городского транспортного управления транспорта стало уже обыденным. Перевозчики уже без особых эмоций и по накатанной дорожке просто идут и защищают свои права в суде или в антимонопольной службе. И надо отметить, они за последние годы стали неплохими практикующими юристами, благодаря ошибкам, которые из раза в раз повторяются со стороны мэрии,говорит Наталья.

Она усматривает в происходящем явные признаки нечестной конкурентной борьбы с участием представителей власти.

— Я, конечно, не могу точно утверждать, но при наблюдении за всем этим процессом у меня сложилось четкое мнение, что некоторые перевозчики просто мешают определенным лицам развивать свой бизнес. А те, возможно, ожидают, что в результате такого жесткого прессинга со стороны властей предприниматель плюнет и «свернёт свою лавочку», — считает Тептерева. — Скажу честно, что транспортную реформу перевозчики в Башкирии (по крайней мере, те, что работали легально) встретили громкими аплодисментами. Наконец- то, перевозочную деятельность прекратили так называемые «нелегалы». Но потом, по моим наблюдениям «под шумок» начался передел рынка и, грубо выражаясь, грызня между официальными перевозчиками. К чему это приведет-покажет время.

За маской от проблем не спрячешься

Конфликт, с описания которого началась эта статья, на наш взгляд, словно в кривом зеркале, отразил общую ситуацию на рынке транспортных услуг.

Ключевой проблемой, судя по жалобам в соцсетях, остаётся нехватка автобусов. В конце 2019 года по итогам опроса Контрольно-счетной палатой 63% уфимцев отметили, что в столице республики общественного транспорта не хватает. По их мнению, необходимо не только ввести новые маршруты, но и увеличить количество машин. Также реформа не повлияла и на доступность общественного транспорта: в часы пик автобусы ходят переполненными и о комфорте речи не идёт. При этом, согласно проекту поправок в план регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на сайте мэрии, сокращение уфимской сети маршруток в течение ближайших лет продолжится.

Летом 2019 года Госкомтранс отчитался о победе над нелегалами (сами «нелегалы» назвали эту реформу переделом рынка, а разборки между владельцами маршрутов не прекращаются). Однако это никак не сказалась на безопасности жителей: езда наперегонки, возгорания и ДТП с участием уфимских автобусов никуда не делись.

После реформы в большинстве автобусов теперь можно расплачиваться транспортной картой — впрочем, и эта услуга доступна не всегда.

Попытка обновить автобусный парк также пока не достигла логического завершения: большую часть городских маршруток все так же составляют обшарпанные пазики, которые, как оказалось, в принципе не пригодны для пассажирских перевозок.

Введённые в связи с коронавирусом ограничения тоже высветили ряд болевых точек отрасли. Зачастую соблюдение социальной дистанции между пассажирами худо-бедно можно обеспечить лишь в больших автобусах «Башавтотранса», да и то не в часы-пик. В компактных пазиках (даже в обновленных моделях) это не представляется возможным, поэтому мы, пассажиры, вынуждены либо тратить деньги на такси, либо рисковать здоровьем в маршрутках.

На носу — начало осени, когда многие вернутся из отпусков, а молодёжь приступит к учебе, и нагрузка на общественный транспорт возрастет. Всё это вкупе с другими опасными факторами увеличит риск возникновения второй волны коронавируса.

Медиакорсеть следит за развитием событий.


Источник

Прокомментировать