Напомним, 9 февраля в Салавате состоялось торжественное и долгожданное открытие памятника воинам-интернационалистам, участникам локальных войн и конфликтам в Салавате. Церемония прошла пышно, присутствовали на ней депутаты и чиновники, учащиеся школ, студенты, представители патриотических организаций, традиционных конфессий.
Инициатором установки памятника стали депутат Горсовета, тренер, иподиакон Успенского кафедрального собора Сергей Данилов. Спонсором выступил депутат Госсобрания Айрат Каримов, а скульптуру создал мастер по обработке камней Артем Будаков. Известно, что на памятник ушло около двух миллионов рублей.
Выяснилось, что памятник понравился далеко не всем. Горожане возмутились бездушностью, топорностью, отсутствием пропорций, форм и также тем, что он не вызывает никаких чувств, кроме недоумения и даже стыда. Хотя сама композиция как раз должна вызывать сильные эмоции, поскольку посвящена павшим на войне солдатам.
Некоторые усмотрели в нем и плагиат на знаменитый мемориал «Черный тюльпан» в Екатеринбурге, который презентовали жителям Екатеринбурга еще 5 августа 1995-го года. Монументальная скульптурная композиция признанного мастера Константина Грюнберга стала одним из самых ярких памятников, посвященных войне в Афганистане, Чечне и других локальных войнах.
Медиакорсеть связалась с Константином Васильевичем и решила узнать его мнение о скульптуре в Салавате.
— Знаете, я удивлен. Мне, конечно, приятно, что моя персона занимает так много внимания. Я удивлен беззаконностью, которую проявила администрация Салавата. Они же прекрасно знали, что нельзя такие вещи делать. Что перед установкой надо бы обратиться к автору. По-человечески как-то договориться. И все было бы нормально.
А что касается скульптуры этой…
Я всю жизнь занимаюсь скульптурой, памятниками. И меня удивляет безалаберность работы. Работа это ниже среднего уровня. Как такое вообще можно было поставить в городе? Видно, что автор композиции академии не кончал. И прав на выполнение работ у него нет никаких. Неловко как-то за руководителей, которые дали добро на такое.
За все 20 с лишним лет после «Черного тюльпана» мне никто не говорил о том, что памятник не удался, мемориал, мол, не такой… Говорили о слезах, благодарили. А здесь — столько возмущения — и ничего. Но ведь главное — это мнения простых горожан, жителей. Надо, чтобы нравилось в первую очередь именно обывателю, простым людям! Почему никто не думает об этом? — возмущается Константин Васильевич.
Напомним, 75-летний Грюнберг — создатель знаменитого памятника семье последнего российского императора Николая Второго, венчающего композицию «Храма На Крови» на месте расстрела царской семьи, автор конной статуи маршала Жукова и других известных монументальных скульптурных композиций.
Тем временем, в администрации города поспешили дать комментарий и заявили, что к памятнику (который, к слову, нельзя называть таковым), не имеют отношения.
— Это, скорее, малая архитектурная форма, — пояснила начальник информационного-аналитического отдела салаватской администрации Лариса Шипанова. — Об установке композиции давно мечтали наши общественники, представители общественного движения «Боевое братство». Идею поддержал Сергей Данилов. Ребята нашли спонсоров, исполнителя, средства нашли.
В создании скульптуры представители администрации не участвовали. В организации тоже. К нам никто не обращался за художественным советом, оценкой скульптуры.
Никакого морального права мы не имеем на то, чтобы скульптуру как-то «подправить». Я последние два дня слышу столько отзывов от вдов, матерей погибших. Они плачут и благодарят. Главное — не эстетическая ценность, а сохранение исторической памяти, — говорит чиновник.
К сожалению, связаться с автором самой скандальной скульптуры нам пока не удалось. Однако из ответов чиновников очевидно, что менять скульптуру в городе, вопреки мнению горожан, не собираются.
Медиакорсеть следит за развитием событий.
Прокомментировать