Главная » Экономика » Загремим под фанфары: есть ли будущее у муниципального электротранспорта Уфы

Загремим под фанфары: есть ли будущее у муниципального электротранспорта Уфы

В последние дни ноября в СМИ как бы между делом промелькнула информация о довольно нерядовом событии: внешний управляющий муниципального управления электротранспорта (МУЭТ) Данил Рыбалко подал в Верховный и Арбитражный суд РБ два исковых заявления (к столичной мэрии и горсовету).

В первом иске он требует отменить постановление мэрии, которое было принято в мае 2018 года. Согласно постановлению, в июле 2018, мае 2019 и октябре 2019 годов были доведены до нуля расходы на обновление подвижного состава.

Во втором иске управляющий просит горсовет и администрацию включить в повестку слушаний по бюджету целевое финансирование МУЭТ на обновление парка. В своих заявлениях Рыбалко отмечает, что администрация действует противозаконно и ухудшает финансовое положение должника. В исках также указано, что такие действия противоречат уставу города, так как муниципалитет должен организовать транспортное обслуживание населения.

Напомним, сейчас в парке МУЭТ насчитывается 151 трамвай со степенью износа 98%. 70 трамваев «Татра» изношены на 100%. Степень износа 175 троллейбусов составляет 98%.

В соцсетях подачу исков оценили по-разному. Одни посчитали, что это событие вполне могло бы повлиять на судьбу столичных трамваев и троллейбусов, другие решили, что подобные иски для изможденного муниипального предприятия все равно что мертвому припарки.

Медиакорсеть решила изучить ситуацию более детально.

Твердые обещания

Первые весьма обоснованные подозрения на то, что городу больше не нужен электротранспорт, появились летом 2018 года, когда в проекте муниципального бюджета не оказалось заложено средств на строительство новых трамвайных путей, которые в соответствии с озвученными ранее планами должны были в один прекрасный день соединить север и юг Уфы.

Летом 2018 года вышло постановление главы города «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие транспортного обслуживания населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан», в котором, в частности, статьи расходов на строительство новых трамвайных путей были сведены к нулю. Полтора года назад речь шла о том, что строительство новых трамвайных путей в Уфе откладывается до 2021 года, одновременно столичные власти отказались от обновления существующих трамваев и троллейбусов. Причина была очевидна: отсутствие лишних бюджетных и внебюджетных средств в то время, как ранее на развитие уфимского электротранспорта закладывалась сумма в 5,3 миллиарда рублей.

Столь кардинальная перемена настроения для многих тогда стала неожиданностью, поскольку возрождение трамваев на протяжении нескольких лет было в Уфе одной из любимых тем и постоянно упоминалась в ходе рассуждений о будущем облике башкирской столицы. Теперь же стало очевидно, что на теме если и не поставили пока жирный крест, то точно задвинули её в долгий ящик.

Горожане начали сбор подписей под обращением в защиту уфимских трамваев, их заверили, что никто не собирается хоронить муниципальный электротранспорт. А потом, в августе 2018 года, МУЭТ, обремененный многомиллионными долгами, тихонько перешел во внешнее управление.

Железная логика

В марте текущего года стало известно, что в мэрии Уфы рассматривается возможность создания новой акционерной компании, которой будет передан электротранспорт столицы Башкирии вместе с рельсами. Городские власти предполагали, что долги МУЭТ (примерная задолженность предприятия, по официальным данным, составляет около 620 млн рублей) могут быть погашены за счет реализации акций новой организации. По данным тогдашнего внешнего управляющего МУЭТ Аркадия Титова, документы о регистрации новой компании уже были предоставлены в налоговую службу. Предполагалось, что ее уставной капитал может составить 1,25 млрд рублей.

Немного погодя, в эфире «Эхо Москвы в Уфе» глава Госкомитета Башкирии по транспорту Тимур Мухаметьянов рассказал о планах по реализации проекта скоростного легкорельсового трамвая в городе. Планируется, что трамвайные пути будут проложены вдоль проспекта Октября, сообщил он.

– Мы склоняемся к тому, что это будет проспект Октября. Есть различные вариации трассировки прохождения маршрута, но основным является именно проспект Октября при понимании, что, возможно, будет плюс первый этаж, минус первый этаж и горизонтально непосредственно на уровне дороги, – заявил Мухаметьянов.

Инвестор, по его словам, найден. В настоящее время происходит упаковка проекта. Его стоимость не должна превысить 15 – 17 млрд рублей. Окупаемость вложений составит от 28 до 30 лет, цена билета оценивается в 18 – 25 рублей. Инвестиционная составляющая в билете составит 1 рубль.

Однако в пресс-службе Госкомтранса инвестора назвать затруднились. Бывший гендиректор МУЭТ Аскар Фазлыев предположил тогда в разговоре с корреспондентом Медиакорсети, что речь может идти о целом ряде крупных компаний, которые потенциально заинтересованы в реализации трамвайной концессии. Он назвал «Трансмашхолдинг», ЛСР-групп, ООО ПКФ «Ремпуть», ГК «Регион», структуры ВТБ и ВЭБа, банка развития БРИКС, Росавтодора, у которого создано подразделение, планирующее заниматься трамвайными концессиями, чешские фирмы.

– Но любому крупному инвестору нужны гарантии правительства республики, что инвестиции будут возвращены, если не удастся выйти на расчетный трафик. Для этого должен быть наведен порядок на рынке пассажирского транспорта, – поделился своими соображениями Аскар Фазлыев.

По его мнению, что для реализации идеи нужно делать эстакадное исполнение по всей длине проспекта, чтобы не ограничивать автомобильный трафик и трамвай действительно был скоростным.

– Но тогда мы должны решать вопрос, как туда подводить людей, ставить травалаторы, лифты. Это приведет к серьезному удорожанию проекта, – выразил уверенность эксперт.

Кроме того, такое масштабное строительство на проспекте Октября (напомним, трамвайные рельсы оттуда были убраны в начале 2000-х годов тогдашними городскими властями) наверняка приведет к транспортному коллапсу. Наиболее оптимальным, на его взгляд, было бы строительство ветки на улице Российской, откуда ежедневно на проспект Октября идут 10 тыс. человек.

Не прошло и года…

Судя по последним новостям, с гарантиями властей явно возникла заминка. Иначе судебные иски нынешнего внешнего управляющего МУЭТ Данила Рыбалко к мэрии и горсовету, наверное, не появились бы.

— Действия администрации как единственного учредителя МУЭТ противоречат требованиям закона о банкротстве, так как собственник или учредитель предприятия должны действовать с учетом интересов кредиторов и не допускать действий, ухудшающих финансовое положение должника, — следует из текста исковых заявлений, поданных Данилом Рыбалко. — Кроме того, такие действия противоречат уставу города, нарушают права МУЭТ в сфере экономической деятельности, создают препятствия для экономической деятельности предприятия. Согласно уставу города, администрация должна организовывать транспортное обслуживание населения.

Пользователи соцсетей отреагировали на происшедшее довольно активно.

— Понимаете, что (тьфу-тьфу) будет в этом году, если не принять никаких мер? Рельсы видели напротив Синтезпирта? Они трапецеидальные уже! – выразил общее возмущение блогер Владимир Кобзев. — Все города России уже очухались и поняли, что без троллейбусов никак не получится. Вы что делаете то? Если сейчас развалим, то как потом собирать-то будем? <…> Понимаю, что в Уфе полно людей, которые по незнанию или по убеждению пишут о том, что электротранспорт нужно убирать из города. Их тоже понять можно. Но так же есть много людей, которые понимают как работает транспортная система. Давайте не дадим им за нас решать, быть или не быть ЭТ в Уфе. Давайте как-то обсудим это, что ли? Хватит уже банкротить всё, что движется и не движется.

Даже если предположить, что внешний управляющий пошел на такой отчаянный шаг, как подача исков в надежде вызвать общественный резонанс и привлечь внимание к положению МУЭТ, то он, похоже, добился определенного результата.

Сам Данил Рыбалко сообщил корреспонденту Меиакорсети, что после появления в СМИ новости про иски с ним связались.

— Работа идет, — коротко сообщил он, не вдаваясь в подробности.

При этом он уточнил, что иски свои отзывать не намерен.

— Суд не отменить, будет судебный акт, обязательный для исполнения, — заявил Данил Рыбалко.

Между тем, по поводу того, как будет развиваться ситуация вокруг электротранспорта Уфы дальше, пока никто ничего определенного сказать так и не может. В этом, пожалуй, нет ничего странного. Если ни городские, ни региональные власти (судя по их довольно сумбурным вышеописанным действиям) не могут определиться с тем, нужен городу вообще электротранспорт или нет, сложно ожидать от них сколь-нибудь внятной концепции на данную тему.

Трамваи и желания

Медиакорсеть опросила нескольких экспертов по данной теме. К сожалению, они согласились высказать свое мнение почему-то только анонимно в обмен на честность. Впрочем, в данном случае персонификация решающего значения не имеет.

Гораздо важнее суть комментариев, которую мы считаем нужным обязательно представить мнению читателей (среди которых, смеем надеяться, окажутся люди, способные повлиять на ситуацию).

— Боюсь, что все это (судебные иски и т.п.) – больше пиар-акция и ширма для того, чтобы продать какое-нибудь депо, — заявил один из наших экспертов, близких к ситуации. – Есть и еще один вариант развития событий: купить напрямую, вне МУЭТ, подвижной состав, заработать, не меняя при этом маршрутную сеть и не реконструируя её, не строя новые пути и контактную сеть. Но ведь без вложений в инфраструктуру чуда не будет, существенно не увеличится пассажиропоток. Замена подвижного состава может дать прирост пассажиропотока максимум 10%…

— Надо выстраивать маршрутную сеть под потребности пассажиров, только это может радикально изменить трафик в пользу электротранспорта, — считает еще один эксперт. — Реализация этого проекта действительно может улучшить транспортную ситуацию в Уфе. Однако говорят об этом всякие дилетанты, которые даже не знают порядок согласования линейных проектов.

По словам наших собеседников, два проекта развития МУЭТ в Уфе (касаются прокладки рельс и контактной сети по улицам Зорге либо Российской), о которых много говорилось ранее, находятся в высокой степени проектной и нормативной проработки. Все помнят, что проекты были приостановлены якобы из-за протестов местных жителей, но эта проблема разрешимая. Опыт последних лет показывает, что власти готовы убедить население в важности и гораздо более странных проектов (взять тот же центр абилитации инвалидов с использованием дельфинотерапии). А трамваи способны принести городу пользу ничуть не меньше дельфинов.

Что же касается высказанного примерно полгода назад мнения главы Госкомтранса РБ о возвращении трамвайных путей на проспект Октября, о котором мы упоминали выше, то, по словам наших экспертов, по нему никто даже не делал проект межевания.

— Опытные профессиональные градостроители понимают, что сегодня это утопия, — пояснил наш источник. — Такая же утопия, как и строительство метро в Уфе – безумно дорогое удовольствие в условиях местных карстовых грунтов.

Наши собеседники выразили надежду, что хоронить муниципальный электротранспорт пока рано, спасти его надежда есть, если от проблемы перестанут отмахиваться на всех уровнях.

— Вряд ли стоит отдавать всю транспортную реформу на откуп владельцам частных маршрутов, которые сегодня берут числом, но не уменьем, — таково мнение многих уфимцев, оно звучит в соцсетях. Не пора ли к нему прислушаться?

Медиакорсеть следит за ситуацией.


Источник

Прокомментировать