Под Уфой предприниматель возрождает в родном селе гончарное ремесло и искусство керамики. Свои знания он передает молодёжи. В гостях у мастера побывал Александр Колинченко.
Ирина Гайнатуллина – будущий повар-кондитер. Хотя эти занятия в обязательную программу её колледжа не входят. Умение лепить из глины, конечно, обязательно скажется на работе с тестом, но не это главное, говорит девушка. Керамика просто интересна, да и сама атмосфера в студии вот уже седьмой месяц заставляет её приходить сюда снова и снова.
Ирина Гайнатуллина:
— Мне кажется, тут довольно-таки хорошо. Мне становится легче на душе, когда я работаю с глиной.
Эта студия керамики существует в селе Толбазы Аургазинского района уже четыре года. Руководит ею бывший учитель труда, а ныне просто известный на весь район мастер на все руки Заки Исмагилович Нагаев. Каждый специальный станок или устройство, коих в его студии с десяток – собран своими руками. Ну а что касается самой глины, то этим материалом он, по его же признанию, «заболел» лет семь назад. Учиться было не у кого и до всего доходил сам.
Заки Нагаев – руководитель студии художественной керамики:
— Путем проб и ошибок изучал эту глину в течении пяти-шести лет. Первые работы у нас трескались, лопались, деформировались, и так далее. Всё никак не знал, что делать с ними.
Зато теперь Заки Исмагилович один из тех редких специалистов, которые умеют сами добывать и подготавливать материал. В пластиковых контейнерах годами во влажном состоянии хранится у него башкирская глина всех сортов: красная, желтая, серая, белая … и похожая на обычную грязь, но всё-таки тоже глина — черная. Между прочим, еще одно доказательство того, что когда-то на территории Башкортостана находилось море.
Заки Нагаев – руководитель студии художественной керамики:
— Как раз с тех времен эта глина и сформировалась. Мы сейчас пользуемся этой глиной. У нас многие гончары об этом и не знают.
Интересно, что после обжига изделие из черной глины становится желтым. При температуре 900 с лишним градусов, объясняет мастер, многие красящие элементы выгорают, а глина приобретает новые химические и физические свойства. Кстати, специальные составы, и самые прочные эмали на керамику так же наносятся с воздействием больших температур.
Александр Колинченко, корреспондент:
— И смыть такую колеровку невозможно, разве что сточить. Все тонкости и приемы работы с глиной дети в этой студии постигают бесплатно. Ходят к умельцу и школьники, и студенты. Вести кружковую работу Заки Исмагиловичу помогает учительница рисования Рушания Габидуллина. Рассказывает, что до пандемии здесь так же занимались и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Рушания Габидуллина – педагог дополнительного образования:
— В начале то, что они делали – всё разваливалось. И вот в конце концов глина стала послушной, и вот уже последние работы.
В планах развития студии – наладить собственное производство сувенирной продукции. Но пока самые красивые изделия украшают домашний музей. Его экспозиция разместилась буквально в соседней комнате. Здесь часто бывают школьные экскурсии, после которых ребята и решают ходить на кружок керамики.