Более 200 художников из 44 стран мира представили свои работы на Международной выставке печатной графики, которая традиционно проходит в Уфе каждые три года. Кому достался главный приз — статуэтка «Графини», и где уфимцы могут увидеть конкурсные работы и картины членов жюри, расскажет Александр Колинченко.
Около 500 произведений в экспозиции. Она занимает шесть немаленьких залов нестеровского музея. Печатная графика представлена почти во всем своем многообразии художественных приемов и техник. От самых популярных — классического офорта и акватинты до самых архаичных и редких.
Изображение перед печатью вырезается на металле. Метод позволяет использовать тончайшую штриховку. Однако в связи с исключительной трудоемкостью процесса очень мало сегодня мастеров, работающих в технике классической резцовой гравюры.
Вот и японский график Масааке Сугита оказался в экспозиции единственным. Жюри включило его в список дипломантов. Но никто не смог превзойти ксилографию Михаила Верхоланцева. Московского художника уже сегодня называют мировым классиком. Именно его работы были удостоены гран-при.
Статуэтка гран-при, которую художники неофициально называют «Графиней графики» не меняется вот уже почти четверть века. С тех пор, как её придумал скульптор Николай Калинушкин для самого первого Триеннале печатной графики в Уфе. Была середина девяностых – не самые светлые годы для художников. Особенно для графиков.
Нынешнее триеннале уже 9-е. Без преувеличения представляет собой мировой срез современной печатной графики. В выставке приняли участие художники из 44 стран. Присланные работы авторам не возвращаются. Попавшие на конкурс произведения останутся в собрании нестеровского музея. Не прошедшие отбор листы, а их около 300, обогатят методический фонд Уфимского института искусств.
Выбор победителя лежал на совести международного жюри. Посмотреть на творчество входящих в его состав известных художников можно посетив отдельную экспозицию в галерее «Арт- эксперт». График из Белоруссии Роман Сустов, вдохновленный произведениями Стругацких, привёз серию «Сталкер».
Испанский мастер с армянскими корнями Айк Григорян показал свою культурологическую серию «Наследие мира». Несколько неожиданные работы представил председатель жюри Владимир Зуев. «Архитектурный альбом», родившийся после посещения Китая, стал для него экспериментальным.
Но вернемся в нестеровский музей. Если на каждую из представленных работ тратить по полминуты, то придется задержаться в залах более чем на четыре часа. А печатная графика своей любовью к деталям требует, чтобы в неё всматривались пристально. Выставка продлится до середины декабря.
Прокомментировать