40 лет назад Москва принимала XXII Летние Олимпийские игры. Олимпиада-80 объединила не только спортсменов, но и каждого человека в мире. А полет Олимпийского Мишки на церемонии закрытия заставил плакать всю планету. Оказалось, что к этому трогательному моменту Уфа имеет самое непосредственное отношение. Историческую тайну раскрыла Галина Заводникова.
— До свиданья, наш ласковый Миша.
Прощальная песня Олимпиады-80 и полёт Мишки тронули миллионы сердец, люди плакали, не скрывая слёз. Но мало кто знает, что взлетел 50-килограммовый символ XXII Летних Олимпийских игр благодаря аэростатам, изготовленным в Башкирии.
Галина Заводникова, корреспондент:
— История гласит, что восьмиметровый Миша никак не хотел взлетать строго вверх, он то заваливался на бок, на спину, а то и вовсе переворачивался в воздухе. Поэтому, чтобы полёт прошёл вертикально, на медвежонка закрепили воздушные шары, которые были изготовлены в Уфе на заводе резинотехнических изделий, который позже стал называться УЗЭМИК.
Два года назад завод переехал в Нефтекамск, здесь по-прежнему изготавливают различные резиновые изделия. А тогда 24 разноцветных двухметровых полиэтиленовых шара позволили поднять фигуру медведя высоко в небо над олимпийской Москвой. Они были специально спроектированы уфимскими специалистами на основе конструкции дирижабля. Римма Спирихина проработала на РТИ 32 года и отлично помнит, как в конце 70-х пришёл госзаказ на аэростаты для Миши.
Римма Спирихина, бывшая сотрудница РТИ:
— Вот у нас столы были максимальной длины 100 метров, такой длины изготавливали оболочки аэростатов. Шов производился утюгом через тефлоновую ленту, чтобы не прилипало к полиэтилену.
В Уфе делали и сувениры для Олимпийских игр. Эта почётная миссия выпала фабрике народных промыслов «Агидель». Татьяна Матюшина пришла сюда ещё в 1975 году ученицей, сейчас — начальник художественного цеха.
Татьяна Матюшина, начальник художественного цеха фабрики «Агидель»:
— Такие изделия доверяли, конечно, не всем художникам, только тем, у кого высокие разряды были. Раньше у художника, который хорошо рисовал, было личное клеймо. Чаша для салата. Это Мосина, Савельева, Елизарова. Вот три художника разрабатывали рисунок для этой чаши.
Чаши, тарелки, емкости для всевозможных продуктов и напитков, шкатулки для рукоделия и прочие изделия с олимпийской эмблемой — пять колец, переплетённые в основании, и устремлённые вверх линии, символизирующие спортивные дорожки, со звездой наверху — стилизацией Спасской башни Кремля. Эти предметы дарили участникам игр и гостям Олимпиады. То, что осталось на «Агидели», заботливо хранят в музее предприятия. В том числе и фигурки медведей-спортсменов, правда, нераскрашенные.
Гулуса Ризванова, начальник отдела технической подготовки фабрики «Агидель»:
— Мишки — это наше направление башкирское, из-за этого было задумано автором, что это будет хоккеист мишка, мишка-футболист, мишка-борец, велосипедист.
Тогда, в 70-е годы прошлого века на «Агидели» трудились около 500 художников, сейчас — 16, многие работают ещё с тех времён и рассказывают, как выходили внеурочно, в выходные, чтобы успеть выполнить большой заказ на сувениры.
Елена Наумова, художник росписи по дереву:
— И поставцы, и панно, и наборы даже, только с символикой, ещё помимо этого символику рисовали олимпийскую.
Фигурки Медвежонка Миши, значки, тарелки и другие предметы с эмблемой Олимпиады хранились практически в каждой советской семье долгие годы. И сегодня, 40 лет спустя, к юбилею тех больших соревнований многие достают эти экспонаты, которые уже давно стали историей.
— Олимпийское звонкое эхо остаётся в стихах и сердцах.
Прокомментировать