Главная » Культура » В Башкирском художественном музее им. М. Нестерова пройдёт вечер памяти скульптора Николая Калинушкина

В Башкирском художественном музее им. М. Нестерова пройдёт вечер памяти скульптора Николая Калинушкина

В Башкирском государственном художественном музее им. М. Нестерова действует выставка, посвящённая памяти одного из самых талантливых скульпторов республики, заслуженного художника России и Башкортостана Николая Калинушкина (1948–2004). Экспонируется в связи с 70-летием со дня рождения художника. Сегодня, 24 января, состоится вечер памяти талантливого скульптора. Помимо произведений Н.А. Калинушкина, составивших основной изобразительный ряд, в экспозиции представлены произведения других известных башкирских скульпторов — Фирданта Нуриахметова, Рустэма Хасанова, Рамили Фазлеевой — и живописца Ивана Фартукова.

«Николай Александрович Калинушкин обладал подлинно скульптурным талантом «говорить» о многом исключительно языком формы. …И в полном соответствии с присущей именно скульптуре сосредоточенностью на осмыслении мира как единства противоположных начал, телесного и духовного, работы мастера обладают таким важным качеством настоящей скульптуры как целостность образа, выражаемого единством объёма и пространства», — Фарида Миннигулова, кандидат искусствоведения.

«Он умел работать и всегда видел, куда идти, когда идти было некуда. Он верил в скульптуру и знал, как разделённую надвое композицию сделать одним большим произведением», — Владимир Лобанов, скульптор, заслуженный художник РБ.

Николай Александрович жил и работал в Уфе. Специальное образование получил на отделении скульптуры факультета монументального искусства Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне — Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, 1972–1977).

В 1977–1985 годах — преподаватель рисунка и скульптуры на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института (ныне — Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы), в 1992–2004 годах — рисунка и скульптуры на факультете живописи Уфимского государственного института искусств (ныне — им. Загира Исмагилова), с 1996 — доцент, с 2003 — профессор.

В 1991–1998 годах — председатель правления Союза художников Республики Башкортостан. В 1996 году — творческий куратор Первой Республиканской выставки «Скульптура Башкортостана» в Уфе. Инициатор, организатор, художественный руководитель, участник всероссийских симпозиумов «Скульптура в камне» в Уфе (1988, 1989, 1990, 1991, 1992). Участник всероссийских симпозиумов «Скульптура в камне» в Пензе (1989), Ростове-на-Дону (1990), Рязани (1992, 1993), Азове (1992), международных скульптурных симпозиумов в Переславле-Залесском (1995), Элисте (Республика Калмыкия, 1997, 1998), Нефтекамске (РБ, 1998), Уфе (1999), Созополе (Болгария, 1999). Произведения установлены в парках и скверах вышеназванных городов.

С 1975 года — экспонент республиканских, в том числе специальной (скульптура), зональных, региональных, всероссийских, в том числе специальной (скульптура), всесоюзных, в том числе специальных (медальерное искусство; скульптура), международных и зарубежных, в том числе специальных (скульптура), и групповых выставок. Персональные выставки и авторские модули (в том числе посмертные) экспонировались в Москве, Рязани и Уфе.

Автор серий: «Художники» (с 1982), «Пушкин» (с 1989), «Николай» (с 1986), «Ситуации», «Торсы» (обе — с 1991), «Ева», «Знаки» (обе — с 1993), «Адам и Ева», «Музыка и музыканты» (обе — с 1994), «Материнство» (с 1997), «Знаки Зодиака» (с 1998). С 1982 года и на протяжении ряда работал над образом М.В. Нестерова. Автор станковых скульптур «М.В. Нестеров» из серии «Художники» (1982, бронза, литьё; 1986, бронза, камень, литьё; 1990, шамот, дерево), медалей «Михаил Нестеров» (1984, алюминий; 1986, бронза), модели и проекта памятника М.В. Нестерову для экстерьера Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерову (1996–1997, гипс; 1996–1997, мрамор, гранит). Автор памятника, посвящённого воинам-уроженцам Башкортостана, павшим в локальных военных конфликтах: мемориал «Скорбящая мать» в Уфе (2003).

«Художник с удовольствием «сталкивает» в одном произведении природные особенности разных материалов — дерева и камня, дерева и металла. Что же касается медальерного искусства, то история его возникновения в скульптуре Башкортостане связана практически только с именем Николая Калинушкина, и уже этим (высочайший уровень мастерства — тема отдельная) его медальерная пластика претендует на видовую уникальность», — Светлана Игнатенко, искусствовед, заместитель директора БГХМ им. М.В. Нестерова по научной работе, автор экспозиции выставки.

Произведения хранятся в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова (Уфа), Рязанском областном художественном музее им. И.П. Пожалостина, Курганском областном художественном музее, Тюменском областном музее изобразительных искусств, галерее Фонда «Дантеско» (Верона, Италия), в частных собраниях в России и за рубежом (Германия, Словакия, США, Франция).

«Своеобразие творческого метода Николая Калинушкина, работавшего как в станковой, так и в монументальной скульптуре, заключается в неком балансировании между этими пластическими структурами: даже самое небольшое по размерам станковое произведение всегда несёт информацию о монументальности, то есть может представляться моделью памятника или садово-парковой скульптуры. Этот эффект достигается основополагающими пластическими принципами — цельностью объёма, чёткостью силуэта, архитектонизмом композиции. Композиции у Калинушкина, как правило, вертикальные, с плавно текущей линией силуэта, на визуальном уровне — статичные, внутренне — напряжённые; статуарность формы становится при этом только некой пластически совершенной «оболочкой», сдерживающей страстно рвущуюся наружу энергию содержания. Содержание, то есть образ синтезирует в скульптурах Калинушкина философское обобщение, метафору и культурологические ассоциации.

Начало в 17:00. Вход свободный.


Источник ГТРК «Башкортостан»

Прокомментировать