Главная » Технологии » ЖКХ станет умнее, но не сразу

ЖКХ станет умнее, но не сразу

Умные счетчики, домофоны и шлагбаумы, онлайн-счета и многое другое – внедрение цифровых технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства способно сделать процесс управления жилыми домами более прозрачным, безопасным и экономичным. Такие решения уже есть на рынке, однако внедряются они медленно. Что тормозит процесс цифровизации ЖКХ? Проблемы и перспективы внедрения цифровых сервисов в строительстве жилья и управлении многоквартирными домами обсудили эксперты рынка на деловом завтраке, организованном газетой «Коммерсантъ в Уфе».

Провайдеры уже сегодня готовы предложить различные цифровые решения, предоставляющие широкие возможности для управления жилыми домами. В их числе: системы видеонаблюдения; счетчики, автоматически передающие показания в управляющую компанию; шлагбаумы, способные распознавать автомобильные номера; умные домофоны, распознающие лица; интеллектуальное освещение; антивандальные скамейки, на которых можно заряжать свои гаджеты и многое другое.

По словам генерального директора «Башинформсвязи» Сергея Алферова, цифровые сервисы для ЖКХ становятся все более востребованными у застройщиков, управляющих компаний и жильцов. «В сотрудничестве с застройщиками мы проектируем инфраструктуру жилых комплексов таким образом, чтобы внедрить несколько цифровых решений сейчас, и чтобы в будущем жители имели возможность дополнить систему новыми умными сервисами, – комментирует эксперт. – Что касается цифровизации вторичного жилья, здесь нет каких-то особенных ограничений, но многое зависит от желания жильцов».

Среди умных решений – и системы управления бизнесом в сфере ЖКХ, позволяющие перевести в режим онлайн все взаимоотношения с жильцами.

«Все объединяется в одну экосистему — датчики, показания счетчиков. Жители могут видеть и сравнивать платежки в личном кабинете, оценивать качество полученных услуг. Управляющая компания, в свою очередь, может автоматически выставлять счета, фиксировать обращения, улучшать свой сервис и развиваться — в том числе за счет внедрения IT-решений», — объясняет директор по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Башинформсвязь» Алексей Борисов.

Несмотря на все преимущества цифровизации, массовое внедрение новых технологий в этой отрасли идет не самыми высокими темпами. Что же мешает повсеместному распространению ЖКХ-гаджетов?

По мнению генерального директора компании «Глобал ЖКХ» Ивана Иванова, причина заключается в недостаточной конкуренции за потребителя между управляющими компаниями. Поэтому УК, подавляющее большинство из которых – муниципальные предприятия, не спешат повышать качество своей работы.

«Проехав через 11 городов России и погрузившись в сферу ЖКХ, могу сказать, что мы не являемся передовым регионом, — отмечает Иван Иванов. — Сегодня эта область начинает развиваться, благо, управляющие компании, которые создаются застройщиками, изначально нацелены на качество. Но у нас очень силен административный ресурс, рынок консервативен, и процесс развития идет очень медленными темпами».

Кроме того, по словам господина Иванова, и сами люди пока не готовы платить за комфорт. «Мы живем в реальности, где мы приходим к жителям и говорим: пусть у вас будет мобильное приложение, будет автоматизация. Но когда они слышат, что за это придется доплатить 500-1000 рублей, они отказываются». Впрочем, это вопрос времени, считает он.

Как отмечает советник министра жилищно-коммунального хозяйства РБ Николай Ельников, в жилищном кодексе прописано, что жильцы сами выбирают управляющую компанию. «Сегодня все провайдеры, которые заходят на рынок со своими услугами, должны быть в первую очередь привлекательны для самих собственников жилья. Как бы управляющая компания ни хотела привлечь какую-то организацию, решение все равно принимают собственники», — говорит он.

Преломить ситуацию могла бы инициатива самих жильцов, поэтому необходимо в первую очередь повышать культуру жителей по работе с ресурсниками, чтобы каждый человек понимал, для чего ему необходимы «умные» сервисы. И тогда они сами будут приходить, ставить «умные» счетчики». Роль же управляющей компании будет сводиться к тому, чтобы показать лучший сервис.

«Мы можем разработать методические указания для управляющих компаний, можем разъяснять жителям, какую автоматизацию подключить, но мы не вправе за них принимать решения: с какой компанией они должны работать, с каким провайдером, какие услуги им нужно выбрать»,подчеркивает Николай Ельников.

Есть еще одна сложность, препятствующая внедрению новых цифровых сервисов, – отсутствие единых стандартов и совместимости решений от разных разработчиков.

«Мы можем принять одни решения — и будем привязаны только к ним, поэтому нам приходится тщательно выбирать, — говорит главный инженер проектов домостроительной компании «Порадом» Александр Петров. — Однако жители не всегда хотят сотрудничать только с одним провайдером, поэтому мы вынуждены внедрять технологии интернета вещей, которыми могут управлять собственники самостоятельно. Но эти предметы также нужно как-то объединять в единую базу».

Другая проблема, по мнению Александра Петрова, связана с отсутствием интернета в некоторых районах республики, а без него внедрение информационных технологий попросту невозможно.

В целом эксперты сходятся во мнении, что IT-сервисы необходимы в первую очередь управляющим компаниям. Но рынок активно растет и развивается, а технологии, которые еще недавно были исключительно офисными (к примеру, система допуска с распознаванием лиц), уже сегодня находят свое применение в жилых домах и начинают пользоваться спросом у физических лиц.


Источник

Прокомментировать