«Знает о нас почти всё». Как нейросети выбирают, что нам слушать и смотреть
Главная » Город » «Знает о нас почти всё». Как нейросети выбирают, что нам слушать и смотреть

«Знает о нас почти всё». Как нейросети выбирают, что нам слушать и смотреть

В катакомбах торгового комплекса «Гостиный двор» в Уфе работает музыкальная студия неопсиходелик-группы Afalina Dreams («Дельфиновые сны»). Для широкой массы это название ничего не скажет. Но тем удивительнее, что клип на одну из песен набрал в интернете 2,7 млн просмотров! Барабанщик и второй саундпродюсер группы, а в миру 43-летний лицевой хирург и стоматолог Роман Зарудий рассказал UFA.AIF.RU о своем проекте, современном мире музыки, а также о том, как интернет-алгоритмы формируют сегодняшние вкусы людей.
В копилке — четыре песни

Роман Зарудий, Тимур Хабибуллин (композитор группы) и Кирилл Петров (известный звукоинженер, который оборудовал значительную часть заведений Уфы) — основные участники «Дельфиновых снов». Звукозапись — инструменты, голос и все эффекты — делают двое участников проекта. По словам Романа Зарудия, в этом нет ничего удивительного. Ведь в наше время есть люди, которые в одиночку сочетают в себе десять специальностей при производстве музыкального продукта.
Работа над идеями материалов группы была начата три года назад. И только через полтора года звукозапись стартовала фактически. За год ребята сделали три песни, а потом ещё за полгода собрали под них коллектив музыкантов. Они и исполняют вживую то, что было записано на студии.
«На сегодняшний день у нас из готового материала, прошедшего все стадии, есть три композиции, четвёртую завершаем. Из этого уже почти составлен мини-альбом группы», — рассказывает Роман.
С этими песнями коллектив Afalina Dreams выступал на уфимских площадках и на фестивале в Москве.

О рэп-волне и феномене Face
У Романа нет негативного отношения к новой рэп-волне, как это обыкновенно бывает у старых рок-н-роллщиков или любителей непопулярной у народа музыки.
По его словам, земляки, молодые уфимские рэперы, кто сейчас в топах интернета — типа Face или Thomas Mraz — это «крутые чуваки».
«Они очень много работали и думали над тем, как создать свой проект. Вытачивали продукт в записи, затем делали под него лайф. Эти ребята представляют себе, для кого работают, очень чётко видят все характеристики своей аудитории. Человек, который допрыгивает до 1 млн просмотра в YouTube — считайте, что его уже нет в Уфе или другом нестоличном городе, где он появился», — размышляет участник «Дельфиновых снов».

Рэп рулит во всём мире, с этим ничего нельзя сделать. Люди получают Пулитцеровскую премию за это. Так, рэпер Кендрик Ламар стал лауреатом премии в области музыки за альбом «Damn», который вышел в апреле 2017 года.
По мнению Романа, это происходит потому, что рэп стал нести социальную нагрузку. Если раньше рок-н-ролл «разговаривал» с обществом на острые темы, теперь эту функцию взял на себя рэп. Также огромную популярность направлению придают танцевальность и ритмичность музыки.
«Все хотят рэпчину. Музыкальное произведение сейчас — это продукт. И если это действительно качественный продукт, к нему будет внимание», — говорит он.

На вопрос, почему всеобъемлющая популярность не приходит к неопсиходелик-музыке, Роман ответил, что причина в узости самого этого сектора. Инди-музыка в России интересна неширокой аудитории, а неопсиходелия — это ещё более узкое направление внутри неё.
Во «ВКонтакте» самое крупное сообщество, связанное с инди-музыкой, насчитывает несколько сотен тысяч человек. Это Россия и некоторые страны СНГ — количество слушателей и потребителей инди-музыки на всём этом пространстве.
Впрочем, по словам участника Afalina Dreams, в музыке всё течёт и меняется. Как и везде.

«Прославиться сегодня может любой»
По словам Романа, интернет радикально изменил музыкальную индустрию во всём мире. Люди выкладывают свой продукт в сеть, и если он «выстреливает», артист едет в концертный тур зарабатывать деньги.
«Если вы посмотрите, что происходит сейчас в концертном плане, вы заметите, что даже мёртвые из могил выкопались и концертируют — все в туре. В чём причина? Интернет!», — рассказывает участник проекта.

Действительно, в мире практически прекратилось распространение звукозаписи на физических носителях. А на этом — до недавнего времени — артисты зарабатывали. Сейчас такой носитель — это не более чем сувенирная продукция. Как футболка с изображением любимого артиста.
Глобальное присутствие интернета предоставляет артисту новые возможности. Он может достучаться до такого количества людей, которое несколько лет назад трудно было представить. Сегодня даже самодеятельный артист — «бедрум продюсер» — может прославиться.
«У большинства людей есть технические возможности, чтобы произвести качественный продукт хоть в спальне, хоть в туалете. Не надо иметь крупную студию», — замечает Роман Зарудий.

Afalina Dreams также представлены в сети. У клипа на трек Reflections, выпущенного группой, 2,7 млн просмотров во «ВКонтакте». Но оказалось, что не всё так просто.
Музыкой «рулят» алгоритмы
По открытым данным, на конец 2018-го года на YouTube в минуту загружается 400 часов контента. То же самое происходит с крупными аудиосервисами — туда вливается океан музыки. Ни один человек и даже крупная группа людей не в силах отследить, обработать и оценить весь этот материал.
Поэтому человек придумал инструменты — нейросети, которые следуют заложенным в них алгоритмам. Вы один раз зашли в интернет — посмотрели клип, который вам нравится, послушали какую-то музыку. Нейросеть вас запомнила, просканировала, отследила. Она понимает, кто вы, где вы и что вам нравится. А затем начинает подсовывать вам сходные по характеристикам с просмотренным материалы.
Какие именно характеристики учитывает алгоритм, мы не знаем. Ни один «Гугл» не расскажет, всё это спрятано от широких масс. Но очевидно, что интернет знает, что нужно показывать на первых порах и постепенно ещё более это конкретизирует.
Такие же алгоритмы создают и социальные сети, куда все больше уходит аудитория интернета. В итоге пользователь видит отфильтрованный по его интересам контент из 99% мусора.

У Afalina Dreams есть клип на трек Reflections, который по своим неведомым законам «раскрутил» этот самый алгоритм. Но в случае уфимского проекта нейросеть «подсунула» его не только потенциальным любителям инди-рока и психоделики. Алгоритм отправил видео 2,7 млн человек, обеспечив 2,7 млн показов (не просмотров, а именно показов). Из них реально посмотрели клип 500 тысяч человек — по крайней мере, больше 10 секунд. Истинных слушателей из этих тысяч крайне мало.
Не страшно ли все это? Алгоритм знает о нас почти всё: где мы находимся, наши вкусовые предпочтения, куда мы кликаем мышкой. И зачастую решает, что нам смотреть. Хотя подавляющее большинство людей до сих пор полагают, что всё это наш выбор.
Роман Зарудий считает, что с этим явлением ничего уже не поделаешь. Человек не в состоянии сориентироваться в безумном количестве издаваемых книг, клипов, музыки и т.д. Вот что такое интернет сегодня — он меняет и координирует вкусы.

«Знает о нас почти всё». Как нейросети выбирают, что нам слушать и смотреть

Источник

Прокомментировать